Являюсь собственником земельного участка, оформленного по всем правилам, с кадастровым номером уже 10 лет. Летом этого года получаю письмо из Управления Рос реестра по самарской области о том, что ими была проведена плановая проверка по использованию мною земельного участка и выявлено, что примерно 33,6 кв. м. используются без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю. Инспектора, проводившие проверку не уведомили меня о проверке, не заходили на участок и визуально не могли провести проверку (забор 2 метра высотой, как на всех участках на нашей улице).

Подписаться Являюсь собственником земельного участка, оформленного по всем правилам, с кадастровым номером уже 10 лет. Летом этого года получаю письмо из Управления Рос реестра по самарской области о том, что ими была проведена плановая проверка по использованию мною земельного участка и выявлено, что примерно 33,6 кв. м. используются без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю. Инспектора, проводившие проверку не уведомили меня о проверке, не заходили на участок и визуально не могли провести проверку (забор 2 метра высотой, как на всех участках на нашей улице). Являюсь собственником земельного участка, оформленного по всем правилам, с кадастровым номером уже 10 лет. Летом этого года получаю письмо из Управления Рос реестра по самарской области о том, что ими была проведена плановая проверка по использованию мною земельного участка и выявлено, что примерно 33,6 кв. м. используются без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю. Инспектора, проводившие проверку не уведомили меня о проверке, не заходили на участок и визуально не могли провести проверку (забор 2 метра высотой, как на всех участках на нашей улице). Являюсь собственником земельного участка, оформленного по всем правилам, с кадастровым номером уже 10 лет. Летом этого года получаю письмо из Управления Рос реестра по самарской области о том, что ими была проведена плановая проверка по использованию мною земельного участка и выявлено, что примерно 33,6 кв. м. используются без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю. Инспектора, проводившие проверку не уведомили меня о проверке, не заходили на участок и визуально не могли провести проверку (забор 2 метра высотой, как на всех участках на нашей улице). Являюсь собственником земельного участка, оформленного по всем правилам, с кадастровым номером уже 10 лет. Летом этого года получаю письмо из Управления Рос реестра по самарской области о том, что ими была проведена плановая проверка по использованию мною земельного участка и выявлено, что примерно 33,6 кв. м. используются без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю. Инспектора, проводившие проверку не уведомили меня о проверке, не заходили на участок и визуально не могли провести проверку (забор 2 метра высотой, как на всех участках на нашей улице). Являюсь собственником земельного участка, оформленного по всем правилам, с кадастровым номером уже 10 лет. Летом этого года получаю письмо из Управления Рос реестра по самарской области о том, что ими была проведена плановая проверка по использованию мною земельного участка и выявлено, что примерно 33,6 кв. м. используются без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю. Инспектора, проводившие проверку не уведомили меня о проверке, не заходили на участок и визуально не могли провести проверку (забор 2 метра высотой, как на всех участках на нашей улице). Являюсь собственником земельного участка, оформленного по всем правилам, с кадастровым номером уже 10 лет. Летом этого года получаю письмо из Управления Рос реестра по самарской области о том, что ими была проведена плановая проверка по использованию мною земельного участка и выявлено, что примерно 33,6 кв. м. используются без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю. Инспектора, проводившие проверку не уведомили меня о проверке, не заходили на участок и визуально не могли провести проверку (забор 2 метра высотой, как на всех участках на нашей улице).

В этой статье вы узнаете как проверить земельный участок перед покупкой и, что  требуется для проведения прозрачной сделки. Если в ходе заключения договора купли-продажи или после покупки будет установлен факт несоответствия с законом, сделку могут аннулировать. 

Зачем еще нужна проверка земельного участка – для определения всех манипуляций, проводимых с объектом. Документация содержит основную, но не полную информацию. Осмотр поможет получить нужную информацию, убедиться, что на участке нет чужих строений. 

Перед организацией осмотра актива нужно понимать, как проверить земельный участок перед покупкой, определиться с целями – для чего нужна земля. Заявление на проверку земельного участка подается в несколько инстанций. Земельный актив проходит такие виды проверок:

  1. Юридическую (заказать выписку из ЕГРН).
  2. Техническую.
  3. Градостроительную. 

Юридическая проверка помогает определить, насколько сделка будет чистой, есть ли подводные камни, несоответствие действительности и данным, прописанным в документах. Специалисты проводят анализ материалов, кадастровых данных, выписок, выданных Росреестром. Юридическая проверка установит или опровергнет факт наличия судебных запретов, обременений, наложенных на актив. 

Техническая проверка отвечает за техническую часть земли, например, можно ли подключить инженерные коммуникации, относится ЗУ к охранной зоне или нет, сколько на участке деревьев и можно ли их вырубить. По завершению составляется и выдается акт проверки земельного участка. 

Градостроительная проверка даст оценку, какую конструкцию можно возвести на ЗУ. Оценку проводят эксперты на месте, анализируются документы, составляется план, анализируется проект планировки территории. По завершению потенциальному покупателю выдается отчет с результатами осмотра ЗУ. 

Внимание! Самый главный метод проверки участка является «Юридическая проверка», получите выписку из Росреестра и вы узнаете все юридические проблемы о нем.

Что можно выяснить после проверки?

Проверка земельного участка по адресу – покупка недвижимости у собственника. Выгодные предложения, существующие на рынке, привлекают внимание многих соискателей. Эксперты рекомендуют рассматривать несколько предложений, анализировать, сопоставлять данные, выводить среднестатистическую цену. 

Если предлагают заниженную стоимость, нужно быть осторожным, а чтобы убедиться, что условия прозрачны, проводится при покупке проверка земельного участка. 

Комплексная проверка земельных участков физических лиц снижает риски, помогает приобрести объект без неприятных инцидентов. Что можно выяснить после проверки:

  1. Соответствует расположение, планировка с предъявленными документами.
  2. Находится ли объект под арестом, используется ли в качестве залога.
  3. Существуют ли несоответствия с кадастровой документацией. 

Проверка – залог того, что сделка не имеет подводных камней, что объект принадлежит владельцу, предложившему сделку, а не мошеннику, действующему от его имени. 

Кому нужна проверка земельных участков 

Кому нужна проверка земельных участков перед покупкой – предпринимателю (юридическому лицу) и физическому лицу. Предприниматель планирует инвестировать денежные средства в покупку земельного участка для ведения коммерческой деятельности. Перед заключением сделки проводится осмотр, в ходе которого удается определить – можно реализовать задуманные планы или нет.

Физическое лицо может купить участок для ведения хозяйства в личных целях, для возведения жилого объекта, дачного дома. Покупается участок частным лицом и под огород, сад. 

На что обратить внимание при осмотре земельного участка перед покупкой

При осмотре земной поверхности с фиксирующей границей нужно акцентировать внимание на такие нюансы:

  1. Документы. Убедитесь, что субъект имеет полный пакет документов. Это дает основания утверждать, что субъект собственник, сделка пройдет в рамках закона. Предъявленные документы должны соответствовать тем, что представлены на ресурсе Росреестра
  2. Соответствие информации. Данные в бумагах и реальное состояние объекта должны соответствовать. Например, в справках будет прописано, что земля подходят для строительства жилого дома, а на самом деле она подходит только для подсобного хозяйства (в этом случае построить дом на такой земле запрещено законом). 
  3. Информация. Площадь, прописанная в бумагах, должна отвечать той, что есть в действительности. 

Частные лица могут осуществить проверку через кадастр, воспользовавшись онлайн сервисами. Можно осуществить проверку земельного участка через Росреестр, запросив у них выписку. 

Важно! Акцентируйте внимание на месторасположении земли, территория не должна входить в особую зону. 

Под особой зоной нужно понимать:

  1. Трубопроводы, проходящие через магистраль.
  2. Водохранилища, относящиеся к объекту охраны.
  3. Участки газоснабжения.

Приобретаемый участок не должен находиться под каким-либо обременением.

Риски приобретения земельного участка

Заключая сделку, покупатель рискует больше, чем продавец. В случае неправомерных действий вернуть землю проще, чем деньги. На рынке чистых сделок существует мало, среди основных рисков приобретения земельного участка выделяют:

  1. Без деталей. Продавец заинтересован в быстром заключении сделки, учитывая свои интересы, а не интересы покупателя. В ходе ускоренной продажи детали опускаются, продавец предоставляет те данные, способствующие быстрой реализации земельного актива. 
  2. Неполная информация. В предъявленной документации могут отсутствовать все данные, что повлияет на сроки приобретения актива. 
  3. Наличие коммуникаций. Осмотр объекта – первое, что должен сделать покупатель. Так он лично убедиться, что на участке не проходят инженерные коммуникации (если они есть, перенести их сложно или невозможно).
  4. Отсутствие коммуникаций. Независимо от целей, возлагаемых на земельный актив, без инженерных коммуникаций не обойтись. Убедитесь перед покупкой, что их можно проложить. 
  5. Невнимательность. Не спешите во время осмотра, это может дорого стоить.

Земельный актив может иметь другое предназначение, земля не подходит для возведения нужного объекта. Риски приводят к недостаточной юридической чистоте, сделку могут аннулировать, признать незаконной. 

Как выполняется проверка кадастра земели

Перед тем как проводить осмотр, нужно определить, какие документы нужны для проверки земельного участка. Потребуются документы, подтверждающие личность обеих сторон, акт о проведении оценки ЗУ, денежная оценка, справки, подтверждающие отсутствие запрета продажи. 

Если владелец муж, жена должна дать письменное согласие на реализацию земельного актива, но только если ЗУ приобретен в браке. Список документов для проверки земельного участкаможно посмотреть на официальном сайте Росреестра. Здесь же можно выполнить проверку кадастра ЗУ.

Порядок действий:

  1. физических проверка земельных участков производится с помощью сайта Росреестра – зайдите на ресурс. 
  2. Вам нужен блок «Кадастровая стоимость», он отображается в меню сверху. Заходим туда.
  3. В открывшемся окне введите адрес актива или кадастровый номер.
  4. Поиск начнется после клика на кнопку «Найти объект».

Заказ выписки из ЕГРН на земельный участок займет считанные минуты, система автоматически обработает данные и выдаст результат. 

Подпишись на новые статьи

Являюсь собственником земельного участка, оформленного по всем правилам, с кадастровым номером уже 10 лет. Летом этого года получаю письмо из Управления Рос реестра по самарской области о том, что ими была проведена плановая проверка по использованию мною земельного участка и выявлено, что примерно 33,6 кв. м. используются без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю. Инспектора, проводившие проверку не уведомили меня о проверке, не заходили на участок и визуально не могли провести проверку (забор 2 метра высотой, как на всех участках на нашей улице). Являюсь собственником земельного участка, оформленного по всем правилам, с кадастровым номером уже 10 лет. Летом этого года получаю письмо из Управления Рос реестра по самарской области о том, что ими была проведена плановая проверка по использованию мною земельного участка и выявлено, что примерно 33,6 кв. м. используются без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю. Инспектора, проводившие проверку не уведомили меня о проверке, не заходили на участок и визуально не могли провести проверку (забор 2 метра высотой, как на всех участках на нашей улице). Являюсь собственником земельного участка, оформленного по всем правилам, с кадастровым номером уже 10 лет. Летом этого года получаю письмо из Управления Рос реестра по самарской области о том, что ими была проведена плановая проверка по использованию мною земельного участка и выявлено, что примерно 33,6 кв. м. используются без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю. Инспектора, проводившие проверку не уведомили меня о проверке, не заходили на участок и визуально не могли провести проверку (забор 2 метра высотой, как на всех участках на нашей улице). Являюсь собственником земельного участка, оформленного по всем правилам, с кадастровым номером уже 10 лет. Летом этого года получаю письмо из Управления Рос реестра по самарской области о том, что ими была проведена плановая проверка по использованию мною земельного участка и выявлено, что примерно 33,6 кв. м. используются без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю. Инспектора, проводившие проверку не уведомили меня о проверке, не заходили на участок и визуально не могли провести проверку (забор 2 метра высотой, как на всех участках на нашей улице).

SRG в СМИ

Являюсь собственником земельного участка, оформленного по всем правилам, с кадастровым номером уже 10 лет. Летом этого года получаю письмо из Управления Рос реестра по самарской области о том, что ими была проведена плановая проверка по использованию мною земельного участка и выявлено, что примерно 33,6 кв. м. используются без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю. Инспектора, проводившие проверку не уведомили меня о проверке, не заходили на участок и визуально не могли провести проверку (забор 2 метра высотой, как на всех участках на нашей улице).         

Прихожан Михаил, юрист направления «Юридическая практика» Группа компаний SRG 

Споры вокруг кадастровых ошибок и регистрации прав на земельные участки регулярно возникают в юридической практике. Множество проблем вызвано именно некорректным и неточным описанием границ земельных участков в документах об их выделении, а также при последующих кадастровых работах.

  • Вопрос о внесении изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним на основании признания кадастровой ошибки в части прекращения права собственности на часть земельного участка часто освящался в Арбитражной практике. 
  • В большинстве случаев вопрос об аннулировании записи в ЕГРП на основании кадастровой ошибки был связан с тем, что сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости (ГКН), противоречили правоустанавливающему документу, на основании которого изначально предоставлялся участок.
  • В качестве примера приведем один из споров, рассмотренных Высшим Арбитражным Судом. 

По заказу районного отдела милиции, которому в 1998 году распоряжением местной администрации был предоставлен земельный участок площадью 7 116 кв. м на праве постоянного бессрочного пользования, на участке были проведены кадастровые работы по уточнению границ.

По итогам чего площадь участка была уменьшена до 6 576 кв. м, что противоречило ранее выданному правоустанавливающему документу.

На этом основании в ЕГРП были внесены соответствующие изменения, а отделу милиции было выдано новое свидетельство о праве пользования с учетом уменьшенной площади участка.

  1. Следует отметить, что при первоначальной постановке на кадастровый учет площадь земли была определена на основании плана участка, составленного инженером-землеустроителем Комитета по земельным ресурсам и землеустройству администрации города, но не подписанного руководителем Комитета. 
  2. В материалах кадастрового дела также имелся протокол формирования земельного участка по результатам межевания и дежурная кадастровая карта, оформленные кадастровым инспектором, а также план участка, составленный инженером-землеустроителем, и совпадающий с ним кадастровый план, подписанный руководителем Комитета по землеустройству города. 
  3. В последующем, в отдел обеспечения ведения кадастра объектов недвижимости ФГУ «Земельная кадастровая палата» городом было представлено описание границ земельного участка, составленное на момент, когда площадь участка была определена как меньшая.
  4. Стоит отметить, что при проведении кадастровых работ не было произведено согласование межевого плана по уточнению границ участка с собственником — Росимуществом. 
  5. В связи с чем, Росимущество подало иск в суд к ФГУ «Земельная кадастровая палата» и Управлению Росреестра с требованием о признании незаконным внесение в кадастр сведений об уменьшенной площади участка, а также об обязании Управления Росреестра внести в государственный земельный кадастр сведений о корректной площади участка, согласно выданному ранее правоустанавливающему документу.
  6. Решением судов первой, апелляционной и кассационной инстанций в удовлетворении требований Росимущества было отказано на основании того, что при первичной постановке на кадастровый учет площадь земельного участка была определена по прилагавшемуся к заявке плану участка, не подписанному руководителем Комитета. 
Читайте также:  Брат брал в Срочно Деньгах 5 тыс. руб. в 2013 году , не кому не сказав , платеж не разу не проплачивал , а сегодня пришел пристав , и говорит , что долг вырос до 90 тыс. руб, подскажите пожалуйста как выйти с этой ситуации , может есть какой нибудь способ снизить сумму?

В этой связи, описание границ земельного участка, составленное по состоянию на более поздний срок, согласно которому площадь участка стала меньше, является корректным документом. По мнению судов, межевой план по уточнению границ участка был согласован в установленном порядке и в дополнительном согласовании с Росимуществом не нуждался.

Однако суд кассационной инстанции указанные решения отменил и признал данные действия незаконными. В частности, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 22 марта 2011г.

N 14765/10 было указано, что проведение государственного кадастрового учета участка исходя из его площади, уточненной по результатам межевания, допускалось, с учетом того, что был предоставлен правоустанавливающий документ, содержащий не соответствующие межеванию сведения о площади участка (пункт 6.1 статьи 19 Закона о земельном кадастре).

Согласно правоустанавливающим документам площадь земельного участка была определена еще при выделении в 1998 году с учетом границ на местности. А в 2002 году в рамках процедуры кадастрового учета площадь подтверждена выдачей кадастрового плана, подписанного надлежащим должностным лицом. 

В материалах дела не зафиксировано, что указанные документы недостоверны или возникли иные причины для уточнения площади участка, например в связи с расширением улиц, прилегающих к нему со всех сторон.

Суд также учел, что собственник земельного участка всегда относится к числу лиц, чьи права при межевании затрагиваются. Соответственно, неизвещение его о межевании должно было повлечь отказ во внесении в государственный земельный кадастр сведений об измененной площади и границах участка, полученных по результатам подобного межевания.

В итоге суд пришел к выводу, что внесение в кадастр данных об изменении площади земельного участка требует корректировки соответствующих сведений в ЕГРП у всех его зарегистрированных правообладателей, включая собственника, то есть, по сути, представляет собой распоряжение этим участком, в результате которого право собственности и иные производные вещные права на участок в его прежнем виде, определяемом совокупностью уникальных характеристик, прекращаются. 

Таким образом, при разрешении подобных споров в арбитражных судах ключевой является информация о площади и конфигурации земельного участка согласно первичному правоустанавливающему документу.

Верховный Суд России не стал ломать данную практику. Рассмотрим следующий спор из практики ВСР. В 2006 году Индивидуальному предпринимателю был предоставлен земельный участок под строительство магазина. В 2012г.

кадастровый инженер, привлеченный индивидуальным предпринимателем, подготовил межевой план по уточнению границ участка. В процессе подготовки плана инженером сделан вывод о том, что межевание было произведено графоаналитическим методом, что не позволяет определить необходимую точность.

Также, по мнению инженера, данная ошибка подлежала исправлению в порядке, установленном частью 14 статьи 45 Закона о кадастре.

При этом инженер уточнил границы участка так, чтобы он захватил часть земельного участка принадлежащего городу, и установил границы нового земельного участка по границам фактически возведенного строения (здания магазина), самостоятельно изменив границы земельного участка. 

На удивление указанный межевой план был согласован Администрацией города. При этом границы смежного городского земельного участка уже были уточнены, что в принципе противоречило процедуре исправления кадастровой ошибки.

Администрация города подала в суд на предпринимателя, ФГУ «Земельная кадастровая палата» и Управление Росреестра с требованиями о признании недействительными решения кадастровой палаты об исправлении технической ошибки и действий Росреестра по внесению в связи с этим изменений в записи ЕГРП.

Суды первой и апелляционной инстанции встали на сторону ответчиков, ссылаясь на то, что изменение границ участков, в том числе исправление технической ошибки, было согласовано в установленном порядке с администрацией города.

Арбитражный суд округа отменил указанные акты нижестоящих судов и удовлетворил требования администрации, учитывая тот факт, что индивидуальному предпринимателю не предоставлялся участок в такой конфигурации.

Соответственно оснований для изменения границ участка и регистрации прав на участок в измененных границах не имелось. Верховным судом Российской Федерации данное решение было оставлено без изменений (определение от 24 октября 2014г. N 310-КГ14-3407).

В итоге права на часть земельного участка предпринимателя были прекращены.

В другом деле, в результате проведения кадастровых работ между двумя собственниками земельных участков возник спор о наложении границ участков. По мнению кадастрового инженера, проводившего работы по уточнению границ участка одного из собственников, была допущена кадастровая ошибка, связанная с указанием в кадастре координат некоторых поворотных точек участков. 

  • В результате собственник, проводивший кадастровые работы по уточнению границ участка, обратился в суд с иском к соседнему собственнику (ФГБУ «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии») о признании кадастровой ошибкой, содержащихся в ГКН сведений о координатах характерных точек границ смежных земельных участков, и об исправлении этой ошибки в отношении названных земельных участков путем внесения в ГКН соответствующих сведений.
  • Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований на основании того, что истец не представил доказательств, свидетельствующих об ошибке в документах, и счел проведение землеустроительной экспертизы нецелесообразным, хотя о необходимости ее проведения заявлялось истцом.
  • В тоже время суд апелляционной инстанции решил назначить землеустроительную экспертизу, по итогам которой было выявлено, что в процессе межевания участков допущены кадастровые ошибки в части указания координат поворотных точек, эти координаты не соответствуют ситуации на местности и фактическому местоположению участков. 

Эксперт указал, что исправление кадастровой ошибки в сведениях ГКН не повлечет изменения площади участков. При этом никаких ошибок в документах, на основании которых в ГКН вносились сведения об участках, экспертом не было выявлено, что также стало основанием для отказа в удовлетворении требований.

Суд кассационной инстанции и Верховный суд Российской Федерации (от 1 июля 2015 г. N 305-КГ15-8987) по тем же основаниям оставили указанные решения в силе.

Исходя из вышеизложенного, очевидно, что важнейшим фактором для принятия судом решения о признании кадастровой ошибки и прекращения права собственности на часть земельного участка, является наличие противоречий в документах, на основании которых предоставлялись данные земельные участки, а также вносились сведения в ГКН. Позиция Верховного Суда России по данному вопросу пока не претерпела значительных изменений в сравнении с аналогичным мнением Высшего Арбитражного Суда. 

Вернуться в раздел

Как наследовать землю при отсутствии правоустанавливающих документов?

Достаточно часто граждане встречаются с проблемами при оформлении земельных участков, оставшихся после смерти их близких родственников. Своевременно не оформив свои наследственные права, наследники сталкиваются с определенными проблемами.

Такие проблемы из-за сложности их разрешения могут сохраняться долгие годы. Не редко, к нам в Коллегию обращаются граждане с подобными проблемами, которые возникли десятилетия назад.

Проблема может усугубиться тем, что возникает риск, так называемой, выморочности имущества, когда на наследственное имущество претендует государство, поскольку никто из наследников не принял его.

В связи с наличием различных оснований наследования и очередностей наследников, обычному человеку сложно разобраться во всех аспектах наследования и тогда только опытный адвокат по наследственным делам поможет Вам разобраться в таких вопросах.

В одном из подобных случаев, наследодатель скончался в 2014 году, оставив после себя наследство на имущество, в составе которого был земельный участок в сельском поселении. Наследниками по закону являлись супруга умершего и сын.

На все имущество, кроме земельного участка, нотариусом было выдано свидетельство о праве на наследство, а на земельный участок было отказано в выдаче, поскольку отсутствовали правоустанавливающие документы о праве собственности на имя наследодателя.

На земельный участок имелось только Постановление, датированное 1988 годом, подписанное главой местной администрации, которая уже была упразднена.

Наследодатель при жизни не определил границы земельного участка, не поставил его на кадастровый учет и не оформил право собственности на свое имя.

Все это затрудняло процесс принятия наследниками наследства и создавало риск утраты земельного участка.

Тогда на помощь пришел опытный юрист по наследству, который сумел найти выход из ситуации и применить надлежащий применению Закон.

Для начала, надлежало доказать, что наследники вступили в наследство в течении установленных законом 6 месяцев, чтобы претендовать на имущество в виде земельного участка.

Фактические действия, то есть содержание земельного участка, его обработка, уплата налогов и принятие части наследства, означали совершение действий, направленных на принятие наследства в целом, в том числе, на земельный участок.

Тут действует положения ст.

1153 ГК РФ: наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, вступил во владении или управление наследственным имуществом, принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательства или притяжений третьих лиц, произвел за свой счет, расходы на содержание наследственного имущества, оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.

Далее, родственные отношения без труда подтверждались свидетельствами наследников о браке и рождении.

Читайте также:  Сын два месяца в сизо, обвиняется по статье 161 ч 2 п"г", был выпивши, повалил на землю парня, вырвал телефон, за телефон отдали 8 т.р. при следователе?

Трудность представляло предъявление суду правоустанавливающего документа на земельный участок, который не находился ни на праве пожизненно наследуемого владения, ни на другом ином основании.

В соответствии с требованием ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят только принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

  • Согласно статье 1181 ГК РФ, принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях.
  • Таким образом, обстоятельством, имевшим значение для разрешения возникшей проблемы наследника, принявшего наследство, о правах на наследуемое имущество, являлось принадлежность этого имущества наследодателю на праве собственности, а в отношении земельного участка, в том числе, и на праве пожизненного наследуемого владения.
  • Тогда наследственный адвокат нашел следующее основание.

Земельный участок был предоставлен наследодателю на основании Постановления главы администрации сельского поселения в собственность на договорных условиях для индивидуального жилищного строительства. Указанные обстоятельства имели место до введения в действие Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ.

В соответствии с пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г.

N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность (абзац первый).

В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность (абзац второй).

Таким образом, по смыслу закона следовало, что поскольку из Постановления о предоставлении земельного участка наследодателю не возможно было установить право, на основании которого был предоставлен земельный участок, то наследодатель имел право оформить его в собственность в соответствии с Земельным кодексом РФ.

Что касается того, что наследодатель не успел оформить наследство на свое имя, то тут действуют положения п. 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 г.

N 9 «О судебной практике по делам о наследовании»: наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства, вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом).

Важными моментами при постановке исковых требований являются следующие аспекты. От них зависит удовлетворение или отказ в таковом заявленных требований.

Сначала необходимо установить факт принятия наследником наследства, затем включить в наследственную массу имущество, которое установлено, поскольку наследственная масса уже была принята, затем признать право собственности на имущество в порядке наследования, дабы избежать повторного обращения к нотариусу.

Не все знают, что после вынесения решения судом о признании права собственности в порядке наследования, обращаться к нотариусу более не нужно. Нет необходимости тратить средства на получение свидетельства нотариуса. Достаточно обратиться в МФЦ с заявлением о регистрации и сдать туда решение суда с отметкой о вступлении в законную силу.

КА г. Москвы «Шериев и партнеры»

О земельных участках, являющихся ранее учтенными земельными участками / консультантплюс

Исходя из содержания частей 4, 9 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 г.

N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон N 218-ФЗ), ранее учтенными земельными участками являются:- земельные участки, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (до 1 марта 2008 г.);

— земельные участки, государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (далее — ЕГРН) и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон N 122-ФЗ);

— земельные участки, права на которые возникли до дня вступления в силу Закона N 122-ФЗ и не прекращены, и государственный кадастровый учет которых не осуществлен.

При отсутствии в ЕГРН сведений о ранее учтенных земельных участках такие сведения согласно части 5 статьи 69 Закона N 218-ФЗ могут быть внесены в ЕГРН на основании:

имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном земельном участке;

представленных заявителем (при подаче заявления о внесении сведений о ранее учтенном земельном участке в ЕГРН) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на земельный участок, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г.

N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»;

представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления по запросу органа регистрации прав документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет земельного участка или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него.

Согласно части 1 статьи 49 Закона N 218-ФЗ документами, устанавливающими или подтверждающими право на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, являются:

акт о предоставлении гражданину земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;

акт (свидетельство) о праве гражданина на земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;

выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);

иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право гражданина на земельный участок.

Например документами, устанавливающими или удостоверяющими право гражданина на земельный участок являются:

нотариально удостоверенные договоры о предоставлении земельных участков под строительство жилых домов на праве личной собственности (заключенные после 26 августа 1948 г.

и действующие на момент обращения в орган регистрации прав), акты об отводе земельных участков для строительства, решения исполкомов местных Советов народных депутатов принятые до 26 августа 1948 г.

об отводе гражданам земельных участков для индивидуального жилищного строительства (в случае невозможности оформления договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство жилого дома на праве личной собственности) (Инструкция о порядке проведения регистрации жилищного фонда с типовыми формами учетной документации, утвержденная приказом Центрального статистического управления СССР от 15 июля 1985 г. N 380);

договор о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности (приказ Министерства коммунального хозяйства РСФСР от 26 марта 1949 г.

N 244 «Об утверждении типового договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности», утратил силу в связи с изданием приказа Госстроя РСФСР, Минкоммунхоза РСФСР от 6 октября 1965 г. N 67).

При этом организации, уполномоченные на осуществление технической инвентаризации и (или) государственного технического учета, не были уполномочены на осуществление государственного, в том числе кадастрового учета земельных участков.

Земельный кодекс РСФСР, введенный в действие постановлением ВЦИК от 30 октября 1922 г. (далее — ЗК РСФСР 1922 г.), предусматривал (статья 194) земельную регистрацию, которая заключалась в сборе и хранении верных и своевременных сведений о правовом и хозяйственном положении всех землепользований.

Читайте также:  Знакомый попал в ДТП был с состоянии алкогольного опьянения с ним был пассажир. Пассажир получил травму позвоночника средней тяжести. ГИБДД оформили протокол о употребление спиртного после ДТП, что нужно предъявить чтобы не лишили прав? Пассажир написал расписку что претензий не имеет. Какое наказание грозит водителю?

Статьей 196 ЗК РСФСР 1922 г. устанавливалось, что в процессе земельной регистрации составлялись следующие акты:

общая волостная карта землепользований; карты отдельных селений;

общий волостной реестр (список) землепользований;

реестры усадебных участков всех селений волости; реестр земельных обществ волости.

Постановлением Совмина СССР от 31 декабря 1954 г. N 2529 «О едином государственном учете земельного фонда СССР» с 1955 г. вводился обязательный государственный учет наличия и распределения земли по угодьям и землепользователям, а также государственная регистрация всех землепользований по единой общесоюзной системе.

Учету подлежали все земли, находящиеся в пользовании колхозов, совхозов, городов и поселков, государственных, кооперативных и общественных учреждений, организаций и предприятий, единоличных крестьянских хозяйств и отдельных граждан, а также земли государственного земельного фонда (запаса) и государственного лесного фонда.

Учет земель каждого землепользователя был сосредоточен в государственной книге регистрации землепользований.

Земельным кодексом РСФСР, утвержденным Законом РСФСР от 1 июля 1970 г., предусматривалось (статьи 118, 119) в целях обеспечения рационального использования земельных ресурсов ведение государственного земельного кадастра, государственный земельный кадастр включал данные регистрации землепользований, учета количества и качества земель, бонитировки почв и экономической оценки земель.

Постановлением Совмина СССР от 10 июня 1977 г. N 501 «О порядке ведения государственного земельного кадастра» было предусмотрено осуществление необходимых мероприятий по обеспечению ведения начиная с 1977 г. государственного земельного кадастра, а также были установлены формы кадастровой документации:

земельнокадастровая книга предприятия, организации и учреждения, которым земля предоставлена в постоянное или долгосрочное пользование;

государственная земельнокадастровая книга района (города);

государственный земельный кадастр области, края, автономной и союзной республики;

государственный земельный кадастр СССР.

Таким образом, государственный (кадастровый) учет земель был предусмотрен и осуществлялся в соответствии с ранее действовавшим законодательством.

Кроме того, в законодательстве СССР отсутствовало понятие «имущественный комплекс», а применялись такие понятия как «землепользование» — в настоящее время земельный участок и «домовладение».

Понятие «домовладение» определено Инструкцией о проведении учета жилищного фонда Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя России от 4 августа 1998 г.

N 37 (далее — Инструкция), согласно которой единицей технической инвентаризации является: домовладение; отдельно стоящее основное здание; домовладение — это жилой дом (дома) и обслуживающие его (их) строения и сооружения, находящиеся на обособленном земельном участке.

Инструкция была разработана во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 1301 в целях определения основных требований к организации и порядку проведения технической инвентаризации и учета жилищного фонда в городах и других поселениях Российской Федерации.

Таким образом, документы, в частности, технические паспорта, изготовленные по результатам технической инвентаризации и учета домовладений, не являются документами, подтверждающими государственный учет в соответствии с ранее действовавшим законодательством земельных участков, на которых такие домовладения расположены, а также правоустанавливающими либо правоудостоверяющими документами на такие земельные участки, и, следовательно, документами для внесения в ЕГРН сведений о таких земельных участках как о ранее учтенных объектах недвижимости.

Согласно части 8 статьи 69 Закона N 218-ФЗ орган регистрации прав принимает решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенных земельных участках в ЕГРН, в том числе в случае, если:

имеются несоответствия представленных документов требованиям, установленным законодательством и действовавшим в месте издания документа на момент его издания;

в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а также сведения о площади земельного участка.

Таким образом, сведения о ранее учтенном земельном участке могут быть внесены в ЕГРН на основании любого документа, устанавливающего или подтверждающего право на соответствующий объект недвижимости, содержащего сведения, позволяющие считать такой земельный участок ранее учтенным, а также сведения о площади такого земельного участка, выданного уполномоченным органом (организацией), отвечающего требованиям законодательства, действовавшего в месте его издания на момент его издания.

Открыть полный текст документа

Осторожно: Росреестр!

    Карантинная весна 2020 года не прошла без пользы для ряда государственных органов, употребивших это время для перехода на новое программное обеспечение. Дело это, как известно, угодное вышестоящему начальству и по этой причине весьма удобное для отчётности о своих достижениях. 

К тому же новое программное обеспечение позволяет убить ещё парочку «зайцев»: обеспечить работой программистов, чьи услуги в иной ситуации оказались бы невостребованными вовсе, а также отгородиться от претензий недовольных граждан, которые теперь не имеют никакой связи с соответствующими ведомствами, и вынуждены общаться с передаточными звеньями в лице сотрудников многофункциональных центров.

Автору этих строк довелось столкнуться с нововведениями в регистрации сделок с земельными участками, и об этом опыте хотелось бы поделиться с коллегами, заодно уведомив их об имеющихся рисках и способах их разрешения.   

Центры предоставления государственных услуг в Московской области заработали с 10 июня 2020 года, и уже на следующий день я обратился туда с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок. Как водится, была оплачена предусмотренная п. 24 ч. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса пошлина в размере 350 рублей и документы были приняты для отправки по назначению – в Управление Росреестра по Московской области.  

Поначалу всё шло в полном соответствии со сроками,  установленными статьёй 16 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», обязывающей осуществить регистрацию в течение 9 рабочих дней с даты приёма заявления в многофункциональном центре. 16 июня по электронной почте пришло уведомление о приёме заявления. Однако в тот же день пришло и требование доплатить 1650 рублей, с соответствующей квитанцией. 

На «горячей» телефонной линии Росреестра мои сомнения быстро развеяли, сообщив, что с заявлением всё в порядке и поводов для беспокойства нет, однако через несколько дней последовало ещё одно электронное письмо с уведомлением о возврате документов без рассмотрения по причине отсутствия госпошлины. При этом весь пакет документов на целый месяц исчез где-то в недрах Росреестра и возвратился в МФЦ только 24 июля, что никаким установленным нормативам вовсе не соответствовало. 

Хотелось бы заметить, что  пытаться выйти непосредственно на исполнителя из Росреестра – занятие заведомо бесполезное.  По телефону не соединяют, электронные обращения подвисают на этапе регистрации, а личного приёма служба не ведёт. Связаться с ними удалось лишь лично директору МФЦ, сообщившей мне, что я пятый известный ей человек, столкнувшийся за столь короткое время с такой проблемой. 

Единственное, что могли сообщить придурковатые специалисты Росреестра при телефонном звонке из МФЦ, это то, что имела место «ошибка системы» и заявление необходимо подать заново. Норму, обязывающую подавать повторно заявление, оформленное в полном соответствии с законом, назвать они, разумеется, затруднились. 

Директор МФЦ за это время успела побывать на областной встрече со своими коллегами, где выяснилось, что с такой же проблемой массово сталкиваются заявители по всей Московской области, а возможно, и по всей стране.

Однако воз и ныне там: при повторной подаче заявления «система» вновь прислала уведомление о необходимости доплаты госпошлины, несмотря на то, что специалисты МФЦ снабдили заявление подробным комментарием со ссылкой на законы.

Видимо, придётся оплачивать, параллельно дожидаясь рассмотрения поданного на всякий случай, да и для возможного торжества справедливости, административного иска. 

Всем, кто дорожит временем своим и клиентов, и, при этом, планирует регистрировать переход прав на землю, посоветовал бы внимательно отслеживать электронные уведомления, или даже заранее оплатить незаконные две тысячи рублей.

За регистрацию сделок теперь отвечает «система», а живые сотрудники, по всей видимости, решения не принимают вовсе.

Ну а тем, кто уже оказался в аналогичной ситуации, желаю, чтобы их контрагенты за это время не исчезли, не ушли в мир иной, и не впали в банкротство, иначе регистрация прав на землю может основательно затянуться. 

Правда, теперь несколько тревожно от того, что штатные сотрудники Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии устранились от принятия решений. Мало ли, что ещё может выдумать таинственная «система». 

В заключение хотелось бы попросить коллег, сталкивавшихся этим летом с регистрацией прав на землю или иными неожиданными проблемами в деятельности электронных госуслуг, поделиться своим опытом. Со своей стороны намереваюсь в скором времени рассказать об окончании этой истории. 

UPD: Сегодня прилетело «уведомление об изменении плановой даты оказания услуги». Нет, это не приостановление, а именно изменение даты. Должно было быть 10 августа, а стало 14-е.  Законодательство такой процедуры не предусматривает, но «система» имеет свои правила.  

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *