Место мировых судей (судов) в судебной системе россии

Омельченко, А. И. Место мирового суда в судебной системе Российской Федерации / А. И. Омельченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 20 (154). — С. 352-354. — URL: https://moluch.ru/archive/154/43575/ (дата обращения: 14.08.2021).

Место мировых судей (судов) в судебной системе России 

Судебная система России представляет собой совокупность всех судов Российской Федерации, входящих в единую судебную систему, имеющие общие задачи, принципы организации и деятельности по осуществлению правосудия и реализующих посредством правосудия самостоятельную судебную власть, действующую независимо от законодательной и исполнительной власти.

В Российской Федерации осуществляют деятельность федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые суды субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему России (ст.4 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»).

Мировой суд представляет собой локальный судебный государственный орган, наделенный компетенцией по рассмотрению и разрешению судебных дел подсудных ему.

Мировой суд как государственный институт обладает следующими признаками: 1) статус местного органа государства; 2) статус первичной судебной инстанции; 3) ограниченная юрисдикция; 4) использование некоторых упрощений в порядке осуществления государственных функций. В России мировой судья может осуществлять свои полномочия как единолично, так и в коллегии.

Выделяют несколько способов разрешения вопроса о месте мирового суда в судебной системе страны. Первый рассматривает суд как составную часть, нижнее звено системы судов общей юрисдикции. Мировые судьи становятся мелкими государственными чиновниками. Рассматриваемый способ был использован во Франции в XIX веке и привел к дискредитации самого института мирового суда. [1]

Второй способ признает мирового судью представителем местного суда, который входит в единую судебную систему государства, однако представляет собой ее особенную часть.

Анализируя закрепленные в нашем законодательстве тезисы о мировом суде можно сделать вывод о том, что законодатель пошел по первому варианту.

Соответственно существующее административно-территориальное и федеративное устройство Российской Федерации определяет четырехзвенную систему судов общей юрисдикции РФ, в которой верховенствующую роль занимает Верховный Суд РФ, а низовым звеном является мировой суд. Таким образом, мировой суд занимает особое место.

Рассматриваемый судебный орган максимально приближен к населению, что естественно облегчает доступ граждан к правосудию. Благодаря мировым судам ускорилось процессуальное разрешение дел, эффективная деятельность в свою очередь значительно облегчает работу федеральных судов.

В своей деятельности мировые суды опираются на Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные и федеральные законы, а также другие нормативно-правовые акты действующего законодательства.

Однако их отличительной особенность заключается в том, что их деятельность регулируется не только федеральным законодательством, но и законами субъектов Российской Федерации.

При этом в компетенцию последних входят вопросы наделения мировых судей полномочиями в виде избрания на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избрания на должность населением судебного участка, подписания и выдачи мировым судьям удостоверений, устанавливается первоначальный (не более 5 лет) и последующие (не менее 5 лет) сроки полномочий мировых судей, создаются и упраздняются судебные участки и должности мировых судей, в данном случае подразумевается установление границ судебных участков, их распределение по территории субъекта Российской Федерации. Общее число судебных участков зависит от плотности населения в конкретном регионе и определяется для каждого субъекта Российской Федерации в федеральном законе от 29 декабря 1999 г. № 218-ФЗ «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации». Так, например, в городе федерального значения Москве их 438, в Свердловской области — 219; в Республике Татарстан — 188; в Ненецком автономном округе — 3; в Чукотском автономном округе — 4. [2] Финансовое обеспечение деятельности мировых судей, порядок организационного, материально-технического обеспечения деятельности мировых судей также осуществляется органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований такого субъекта. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют порядок, сроки и формы получения дополнительного профессионального образования мировыми судьями, утверждают Положение об аппарате мирового судьи, утверждают структуру и штатное расписание аппаратов мировых судей, с учетом мнения председателя районного суда определяют место постоянного пребывания мирового судьи, регулируют отношения, связанные с обеспечением доступа к информации о деятельности мировых судей. Положения Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» применяются с учетом требований законодательства субъектов Российской Федерации. Помимо всего вышеперечисленного законы субъектов Российской Федерации могут предусматривать: установление флага субъекта Российской Федерации на зданиях, занимаемых мировыми судьями, а также помещение флага и отличительный знак мирового судьи. Урегулировать два последних вопроса субъект Российской Федерации вправе по своему усмотрению.

Остальные вопросы правового статуса и порядка деятельности мировых судей определяются федеральным законодательством РФ.

Компетенция мирового судьи включает рассмотрение уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях только по первой инстанции.

Вышестоящим судом для мировых судей, пересматривающим их решения, приговоры, определения и постановления в апелляционном порядке, является районный суд.

Как уже говорилось выше мировой суд является наиболее приближенным к населению, однако это не всегда возможно на практике.

Так, например, все мировые судьи судебных участков, расположенных на территории города Уссурийска, размещаются и осуществляют правосудие в одном здании, расположенном на окраине города, это приводит в результате к тому, что для части населения территориально более близким будет является районный суд, а не мировой судья.

В заключение стоит заметить, что мировые суды субъектов являются судами общей юрисдикции и входят в единую судебную систему России, в своей деятельности опираются только на законодательство Российской Федерации, никому не подотчетны. Специфика их деятельности не означает их обособленности от судебной власти в целом, тем более от иных ветвей государственной власти.

Литература:

  1. Решетников Ф. М. Правовые системы мира//Москва 1993г.- С. 184
  2. Борзов В. М. Актуальные проблемы деятельности судов общей юрисдикции Российской Федерации // Москва 2017г.- С 428

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, мировой суд, мировой судья, единая судебная система, районный суд, суд, исполнительная власть, мировой суд субъектов, общая юрисдикция, судебная система России.

Российская Федерация, мировой судья, судебная власть, судья, мировой, Россия, судебная система, государственная власть, исполнительная власть, общая юрисдикция.

мировой судья, Российская Федерация, судья, мировой, судебная система, статус судей, правовой статус, правовое положение, общая юрисдикция, дело.

С началом политических, социальных и экономических преобразований в России в конце 80-х гг. прошлого столетия назрела необходимость создать сильную современную систему правосудия, отвечающую мировым стандартам.

Институт мировой юстиции зародился еще в Российской империи. Отмена крепостного права, хаотичность действовавшей судебной системы, которая была создана еще во времена Екатерины Второй, сложность самого судопроизводства, так как для разрешения дел…

мировая юстиция, Российская федерация, мировой судья, субъект РФ, судья, мировой суд, законодательный уровень, Федеральный бюджет, Астраханская область, общая юрисдикция.

мировой судья, Российская Федерация, судебная система, судья, судебный участок, мировой, организация работы, организационное обеспечение деятельности мировых судей, федеральный бюджет, Хабаровский край.

мировая юстиция, судебная система, общая юрисдикция, судья, судебная власть, Российская Федерация, мировой судья, мировой, институт мировых судей, судебная реформа.

Российская Федерация, судебная система, районный суд, общая юрисдикция, суд, акт, судья, работник аппаратов судов, судебная реформа, качество суда.

Российская Федерация, мировой судья, Судебный департамент, судья, судебная система, Верховный Суд, мировой, судебный участок, организационное обеспечение деятельности мировых судей, создание условий.

Российская Федерация, мировой судья, судебная власть, судья, мировой, Россия, судебная система, государственная власть, исполнительная власть, общая юрисдикция.

мировой судья, Российская Федерация, судья, мировой, судебная система, статус судей, правовой статус, правовое положение, общая юрисдикция, дело.

С началом политических, социальных и экономических преобразований в России в конце 80-х гг. прошлого столетия назрела необходимость создать сильную современную систему правосудия, отвечающую мировым стандартам.

Институт мировой юстиции зародился еще в Российской империи. Отмена крепостного права, хаотичность действовавшей судебной системы, которая была создана еще во времена Екатерины Второй, сложность самого судопроизводства, так как для разрешения дел…

мировая юстиция, Российская федерация, мировой судья, субъект РФ, судья, мировой суд, законодательный уровень, Федеральный бюджет, Астраханская область, общая юрисдикция.

мировой судья, Российская Федерация, судебная система, судья, судебный участок, мировой, организация работы, организационное обеспечение деятельности мировых судей, федеральный бюджет, Хабаровский край.

мировая юстиция, судебная система, общая юрисдикция, судья, судебная власть, Российская Федерация, мировой судья, мировой, институт мировых судей, судебная реформа.

Российская Федерация, судебная система, районный суд, общая юрисдикция, суд, акт, судья, работник аппаратов судов, судебная реформа, качество суда.

Российская Федерация, мировой судья, Судебный департамент, судья, судебная система, Верховный Суд, мировой, судебный участок, организационное обеспечение деятельности мировых судей, создание условий.

Кадровые войны и коррупционеры в мантиях: как Лебедев рулит судейским корпусом

Место мировых судей (судов) в судебной системе России

14 августа председателю Верховного суда РФ Вячеславу Лебедеву исполняется 78 лет, и более 30 из них он стоит во главе судебной системы страны. Ему не раз прочили отставку, но ошибались. Различные фамилии преемников называли и в преддверии завершения очередного шестилетнего контракта Лебедева. Но в сентябре 2019 он стал главой ВС РФ еще на один срок. С какими сложностями сталкивается Вячеслав Лебедев после переизбрания, и насколько успешно он их преодолевает — в обзоре ПАСМИ. 

Читайте также:  Семейные споры - определение места жительства ребенка, порядка общения с ребенком

Непотопляемый судья

Вячеслав Лебедев возглавляет главный судебный орган страны 32 года — сначала в должности председателя Верховного суда РСФСР, а с 26 декабря 1991 — как председатель Верховного суда России.

Его карьера должна была закончиться в августе 2013: Лебедеву исполнилось 70 лет, а это был предельный срок нахождения на службе для всех судей.

Но за год до юбилея Совет Федерации одобрил закон, отменяющий возрастной ценз для председателя Верховного суда.

В феврале 2014 года в Конституцию РФ были внесены изменения, согласно которым Верховному суду были переданы полномочия Высшего Арбитражного суда, 21 мая 2014 года Совет Федерации по представлению президента Владимира Путина назначил Вячеслава Лебедева главой объединенного суда на шестилетний срок. 

Ближе к концу этого срока в СМИ начали появляться сообщения о скорой отставке главного российского судьи. Назывались даже сроки — после инаугурации Путина в мае 2018.

Также назывались и преемники: в частности, говорили, что на пост председателя ВС претендует Ольга Егорова, возглавлявшая на тот момент Мосгорсуд.

Также выдвигались версии, что пост Лебедева может занять Дмитрий Медведев — на тот момент глава российского правительства.

Но никаких неожиданностей не произошло: в сентябре 2019 года Высшая квалификационная коллегия судей рекомендовала к назначению главой Верховного суда единственного подавшего на вакансию документы кандидата — Вячеслава Лебедева, а Совет Федерации переизбрал его на высшую судебную должность еще на шесть лет. 

Любимый зам

И практически сразу после переизбрания перед председателем ВС встала кадровая проблема — подходили к концу шестилетние контракты его заместителей, среди которых у Лебедева были как фавориты, так и те, от кого он мечтал избавиться. 

В числе первых был председатель Судебной коллегии по гражданским делам Василий Нечаев. Он занимал эту должность с 2006 года, хотя не раз был близок к отставке.

В 2014 году после объединения Верховного и Высшего арбитражного судов Высшую квалификационную коллегию судей ему удалось пройти только со второго раза: сначала возникли вопросы по поводу детей, также работающих в судебной системе. 

В 2018 он должен был покинуть свой пост в связи с 70-летием. ВККС даже опубликовала вакансию на его должность, но вскоре после этого Госдума приняла закон, повышающий предельный возраст для глав судов общей юрисдикции и зампредов Верховного суда до 76 лет. 

По данным источников ПАСМИ, Лебедева и Нечаева связывали хорошие рабочие отношения, и глава ВС пытался оставить при себе своего зама. Нечаев был единственным кандидатом, и в ноябре 2019 ему удалось пройти ВККС.

Заседанию коллегии предшествовала публикация серии журналистских расследований — о внушительном парке элитных автомобилей внука судьи Ярослава Гафурова, а также о трудоустройстве на доходные места других родственников Нечаева.

Но ВККС удовлетворил ответ, что все эти данные не соответствуют действительности.

При этом остаться в должности зампреда ВС Нечаеву все-таки не удалось. В феврале 2020 он сам отозвал свою кандидатуру в ходе заседания комиссии по кадрам при президенте РФ. В августе контракт Нечаева закончился, он ушел на пенсию, а пост главы гражданской коллегии занял бывший председатель Арбитражного суда Поволжского федерального округа Юрий Глазов.

Токсичный подчиненный

Не удалось сохранить свой пост и другому заму Лебедева — главе Судебной коллегии по экономическим вопросам Олегу Свириденко. Но эта отставка как раз отвечала интересам председателя ВС.

Претензий к заместителю у Лебедева было много — и его желание занять пост председателя Верховного суда, и сомнительная диссертация с заимствованиями.

Также в сети сообщалось о недвижимости семьи Свириденко стоимостью порядка 2 млрд рублей, о его вмешательстве в скандальные тяжбы Павла Грудинина с с акционерами «Совхоза имени Ленина» и бывшей супругой. Впрочем, давление на судей процессами по миллиардным искам к Грудинину не ограничивается.

По данным источника редакции, факты его вмешательства в судебные процессы с участием госбанков и АСВ даже были задокументированы спецслужбами, а информацию довели не только до Лебедева, но и до высшего руководства страны.

Впрочем, несмотря на все эти скандалы и противодействие председателя ВС, Высшую квалификационную комиссию судей Свириденко все же прошел. Правда, вопросы ему задавались неудобные, и обсуждение было бурным. В итоге перевесом в один голос кандидат был рекомендован на второй срок, хотя представители Верховного суда и Совета судей были против.

Тем не менее, Лебедеву все-таки удалось добиться своего: 26 июня кандидатуру Свириденко на второй срок завернула кадровая комиссия при президенте.

Судебную коллегию по экономическим спорам возглавила однокурсница Владимира Путина Ирина Подносова, но и Свириденко без должности не остался.

Буквально на следующий день после его отставки президент РФ подписал указ о назначении бывшего зампреда Верховного суда заместителем министра юстиции. Что интересно, должность создавалась под него — другим указом Путин увеличил число замов руководителя Минюста с девяти до десяти. 

Столичные баталии

Кстати, сообщалось, что за уход Свириденко из ВС Вячеславу Лебедеву пришлось заплатить негласной договоренностью о непрепятствовании переназначению главы Мосгорсуда Ольги Егоровой. Тем не менее, пост главного столичного судьи Егорова все-таки потеряла, и это тоже можно зачесть в победы Вячеслава Лебедева. 

Между тем, история попыток Ольги Егоровой переназначиться на четвертый срок была даже более драматичной, чем кадровые перипетии зампредов Верховного суда.

Первый раз Егорова, несмотря на критику со стороны вышестоящих судов, пыталась подать документы на вакансию председателя Мосгорсуда в апреле 2020 года — за полгода до истечения контракта.

Но сделать это ей помешала разгромная характеристика в ВС РФ.

Ольга Егорова пыталась добиться приема у главы Администрации президента Антона Вайно, но ни получить аудиенцию, ни оспорить характеристику у Вячеслава Лебедева ей не удалось.

В итоге, о желании занять пост главы столичного судейского корпуса — не исключено, что усилиями самой Егоровой — не заявил ни один кандидат.

Ситуация повторилась еще раз — объявление о вакансии, опубликованное в июне, также осталось без ответа. 

После третьей попытки найти сменщика Ольге Егоровой в СМИ появились сообщения, что кандидат есть: документы на рассмотрение ВККС направил председатель Южного окружного военного суда Михаил Птицын.

Глава Мосгорсуда предприняла последнюю попытку нейтрализовать соперника с помощью главы УФСБ России по Москве и Московской области Алексея Дорофеева, но это ей не удалось. Кандидатуру Птицына утвердила сначала ВККС, а затем и кремлевская кадровая комиссия.

1 октября указ о его назначении председателем Мосгорсуда на шестилетний срок подписал президент Владимир Путин. 

Вердикты на продажу

Но если кадровые проблемы в Москве Лебедевым более или менее решены, то в регионах дело, судя по всему, обстоит по-другому.

Об общем качественном уровне сотрудников российского судейского корпуса, в частности, свидетельствуют запросы о возбуждении уголовных дел в отношении служителей Фемиды.

С начала текущего года Высшая квалификационная коллегия судей удовлетворила 18 соответствующих представлений председателя СКР Александра Бастрыкина. 

Состав преступлений разный — от пьяной езды до педофилии и даже распространения наркотиков. Но в большинстве случаев судьям пытаются вменить коррупционные статьи. Суммы, за которые служители Фемиды готовы нарушить закон — тоже сильно разнятся.

Так, к примеру судья Лыткаринского городского суда Московской области Сергей Котов запросилза минимальное наказание по делу о незаконном обороте наркотиков и оружия 13 млн рублей. В итоге его взяли с поличным — передача денег проходила в туалете суда под контролем сотрудников УФСБ по Москве и Московской области. 

В материалах проверки в отношении судью Арбитражного суда Москвы Елены Кондрат, которую следователи заподозрили в посредничестве во взяточничестве, речь шла о 50 тыс.

долларов (порядка 3,7 млн рублей по текущему курсу).

Кондрат якобы предложила коллеге Елене Махалкиной вынести за эти деньги “нужное” решение о привлечении к субсидиарной ответственности по банкротному делу, но в итоге была задержана при передаче взятки. 

А в рабочем столе экс-председателя Октябрьского районного суда Краснодара Геннадия Байрака сотрудники ФСБ нашли 2,3 млн рублей. Он уверял, что это возвращенный долг, но в итоге Бастрыкин возбудил дело о покушении на мошенничество и превышении полномочий.

Судья Георгиевского суда Ставропольского края Вадим Петров, по версии следствия, получил 1 млн рублей взятки от адвоката. За незаконное вознаграждение он обещал оставить обвиняемого под домашним арестом, а затем приговорить его к небольшому сроку. 

Читайте также:  Можно ли вернуть деньги за неиспользованный договор в фитнес-центре, если туда не ходили и не получали клубной карты?

А отставного судью Центрального райсуда Кемерово Вячеслава Дощицина задержали с поличным при получении 100 тыс. рублей. За скромное вознаграждение онвзялся добиться смягчения статьи для фигуранта дела о причинении смерти по неосторожности. 

На такой же сумме погорел бывший мировой судья из Ивановской области Анатолий Дубов. Онзапросил 100 тыс. рублей за освобождение от ответственности водителя, который отказался пройти медосвидетельствование, но попался ФСБ после передачи первого транша в 60 тыс. 

Если у вас есть информация о коррупционных нарушениях судей — пишите в рубрику ПАСМИ «Сообщить о коррупции».

Мировые судьи в России

Мировая юстиция в РоссииИстория мировой юстиции в России

Вплоть до XYIII в. в России не существовало специальных судебных учреждений. Полномочиями по осуществлению правосудия обладали главы административно-территориальных образований.

Естественно, что подобная ситуация приводила к различного рода злоупотреблениям, и уже в конце XYII — начале XYIII в. стала очевидной необходимость коренного изменения системы судебных органов в России.

Первым подобную попытку предпринял Петр I.

Следующим шагом в развитии судебной системы были реформы Екатерины II. В 1775 г. обнародована

1-я часть «Учреждений управления Российской Империей», где провозглашалось создание независимой ветви судебной власти, основанной на началах коллегиальности.

Созданная Екатериной II судебная система просуществовала почти 100 лет, претерпевая различные изменения.

Ко второй половине XIX в. стала очевидной необходимость коренной реформы судебной системы в соответствии с общепринятыми принципами организации судопроизводства: всесословности, гласности, обеспечения права на защиту и т.п., что и было осуществлено в рамках общих либеральных реформ, проводимых Александром II.

20 ноября 1864 г. были обнародованы «Судебные уставы», которые по-новому организовывали судебную власть. В частности, в судебную систему вводились новые суды — мировые.

Мировая юстиция представляла собой максимально приближенную к населению, обособленную замкнутую систему, построенную на началах выборности, всесословности, независимости и несменяемости судей в пределах выборного срока, гласности и состязательности.

Мировой судья был первой инстанцией для рассмотрения мелких уголовных (до 1 года лишения свободы) и гражданских (с ценой иска до 500 руб.) дел.

Участковый мировой судья избирался сроком на 3 года уездным земским собранием из числа граждан, достигших 25-летнего возраста, имевших высшее или среднее образование или стаж работы не менее 3 лет преимущественно по судебному ведомству, владеющих землей не менее 400 десятин, недвижимой собственностью, оцененной для взимания налога в 6 тыс.руб. в других городах. Списки кандидатов в мировые судьи составлялись местным предводителем дворянства и утверждались губернатором. Избранные мировые судьи утверждались Сенатом.

Право избрания на должность мировых судей было признано за выходцами из всех слоев населения.

Участковые мировые судьи получали содержание и не могли сочетать с этой должностью никакую другую государственную или общественную службу.

Одновременно с участковыми были учреждены должности почетных мировых судей, которые по просьбе сторон или ввиду отсутствия участковых мировых судей рассматривали подсудные им дела. Почетные мировые судьи избирались в том же порядке, что и участковые, но не получали денежного содержания и исполняли свои обязанности в случае необходимости.

Кассационной и апелляционной инстанцией по отношению к единоличным мировым судьям был уездный съезд мировых судей, в который входили все мировые судьи определенного округа, в том числе и почетные мировые судьи. Съезд мировых судей избирал из своего состава председателя сроком на три года. В заседаниях съезда мировых судей участвовал помощник прокурора, который давал свои заключения по конкретным делам.

Благодаря мировой юстиции, существовавшей обособленно от общих судебных установлений, мелкие уголовные и гражданские дела не переходили до бесконечности из одной судебной инстанции в другую.

Цензовые требования для занятия должности мирового судьи — возраст не менее 25 лет, высшее или среднее образование или трехлетний стаж работы в таких должностях, где можно было приобрести практические навыки в производстве судебных дел, владение землей или другим недвижимым имуществом, а также требование «неопороченности» (не находиться под следствием или судом, не быть несостоятельным должником и т.п.) — обеспечивали надлежащий уровень судейского корпуса в низовом звене.

Достаточно простая процедура судебного разбирательства в мировом суде и специфика источников права, которыми должны руководствоваться мировые судьи, не требовали пребывания на этих должностях лиц с юридическим образованием.

Во главу угла ставились личные качества мирового судьи, его авторитет и уважение в обществе.

Ему вменялось в обязанность «просьбы принимать везде и во всякое время, а в необходимых случаях и разбирать дела на местах, где оные возникли».

В гражданском судопроизводстве мировому судье были подсудны:

  1. иски по личным обязательствам и договорам, иски о недвижимости с ценой не свыше 500 руб.;
  2. иски о вознаграждении за ущерб и убытки, когда размер их не превышал 500 руб. или же во время предъявления иска не мог быть положительно известен;
  3. иски о личных обидах и оскорблениях;
  4. иски о восстановлении нарушенного владения, когда со времени нарушения прошло не более 6 месяцев.

Основная задача мирового судьи заключалась в том, чтобы склонить стороны к примирению и принятию мирового соглашения. При невозможности достичь мирового соглашения мировой судья своей властью выносил решение или приговор по делу.

С целью сделать низовое звено судебной системы максимально доступным для широких масс законодатель предусмотрел упрощенный характер процедуры в мировом суде, где все формальности были сведены до минимума.

В гражданском судопроизводстве обращение к мировому судье не требовало уплаты пошлин, употребления гербовой бумаги, решения записывались в установленную законом книгу. В уголовном — инициатива в возбуждении дела, вызове свидетелей, представлении доказательств принадлежала частному лицу, иногда это делалось полицией.

Судья обязан был реагировать как на устные, так и на письменные жалобы. Протокол судебного заседания оформлялся в произвольной форме. Если дело оканчивалось вынесением приговора, то он заносился в протокол. Сторонам разрешалось приводить свидетелей и представлять доказательства в апелляционную инстанцию, которой являлся съезд мировых судей.

Съезд либо утверждал состоявшееся решение или приговор мирового судьи, либо в пределах отзыва постановлял новое. При этом наказание обвиняемого не могло быть усилено без требования обвинителя.

Таким образом, мировой суд обеспечивал доступность, простоту, быстроту судопроизводства. Это был демократичный институт не только по способу формирования и характеру рассмотрения дел, но и по степени приближенности к населению.

Просуществовав в таком виде 25 лет, мировые судьи были упразднены. Закон от 12 июня 1889 г. сохранил их только в столицах и нескольких крупных городах.

В остальных городах вместо выборных мировых судей были введены городские судьи, назначаемые и увольняемые министром юстиции.

В уездах же судебная власть перешла к земским начальникам, являющимся одновременно чинами административного ведомства.

В 1912 г. был принят закон о преобразовании местного суда, уничтоживший судебную власть земских начальников, заменивший их, а равно и городских судей мировыми судьями, выбираемыми земскими собраниями, даже с некоторым расширением пределов их полномочий. Мировая юстиция возродилась, но не надолго.

Мировой суд был окончательно упразднен вместе со всей царской системой суда Декретом о суде от 24 ноября 1917 года.

И вот спустя 80 лет мировой суд возрождается.

17 декабря 1998 г. принят Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации», которым в судебной системе страны возрожден институт мировых судей.

(по материалам «Настольная книга мирового судьи: Учебно-методическое пособие / Под ред. проф.В.М.Лебедева. — М.:Издательство БЕК, 2002.)

Полномочия мирового судьи

Законодательное определение компетенции мировых судей позволяет говорить о разделении полномочий между районными судами, которые являются основным звеном судебной власти, и мировыми судьями.

Основными полномочиями мирового судьи является разбирательство уголовных и гражданских дел, а также дел об административных правонарушениях.
Мировой судья рассматривает все дела единолично, принимая решения по существу поставленных вопросов. Одновременно мировые судьи наделяются полномочиями, свойственными для всех иных представителей судебной власти. К этим полномочиям, в частности относятся:

  • осуществление правосудия;
  • контроль за законностью и обоснованностью решений и действий органов местного самоуправления, должностных лиц;
  • обеспечение исполнения приговоров и иных судебных решений;
  • участие в формировании органов судейского сообщества.

Все полномочия мирового судьи осуществляются в определенном порядке, исходя из общих для всех судов принципов, являющихся основными, исходными началами, в соответствии с которыми строится система органов судебной власти, а также осуществляется их функционирование.

Полномочия мирового судьи при рассмотрении уголовных дел

В полномочия мирового судьи входит рассмотрение уголовных дел о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее трех лет лишения свободы.

В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации мировому судье подсудны следующие составы преступлений предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации:

Читайте также:  Здравствуйте, в протоколе об апн неправильно указали регистрацию, можно ли его анулировать?

  • Ст. 113. Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта;
  • Ст. 114. Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление;
  • Ст. 115. Умышленное причинение легкого вреда здоровью;
  • Ст. 116. Побои;
  • Ст. 117, ч.1. Истязание;
  • Ст. 118. Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности;
  • Ст. 119. Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью;
  • Ст. 120. Принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации;
  • Ст. 121. Заражение венерической болезнью;
  • Ст. 122, ч.1. Заражение ВИЧ — инфекцией;
  • Ст. 123, ч.1 и 2. Незаконное производство аборта;
  • Ст. 124. Неоказание помощи больному;
  • Ст. 125. Оставление в опасности;
  • Ст. 128, ч.1. Незаконное помещение в психиатрический стационар;
  • Ст. 129. Клевета;
  • Ст. 130. Оскорбление;
  • Ст. 133. Понуждение к действиям сексуального характера;
  • Ст. 137. Нарушение неприкосновенности частной жизни;
  • Ст. 138. Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений;
  • Ст. 139. Нарушение неприкосновенности жилища;
  • Ст. 140. Отказ в предоставлении гражданину информации;
  • Ст. 141, ч.1. Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий;
  • Ст. 143, ч.1. Нарушение правил охраны труда;
  • Ст. 144. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов;
  • Ст. 145. Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет;
  • Ст. 145.1. Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат;
  • Ст. 148. Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий;
  • Ст. 149. Воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них;
  • Ст. 154. Незаконное усыновление (удочерение);
  • Ст. 155. Разглашение тайны усыновления (удочерения);
  • Ст. 156. Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего;
  • Ст. 157. Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей;
  • Ст. 158, ч.1. Кража;
  • Ст. 159, ч.1. Мошенничество;
  • Ст. 160, ч.1. Присвоение или растрата;
  • Ст. 165, ч.1 и 2. Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием;
  • Ст. 166, ч.1. Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения;
  • Ст. 167, ч.1. Умышленные уничтожение или повреждение имущества;
  • Ст. 168. Уничтожение или повреждение имущества по неосторожности;
  • Ст. 169. Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности;
  • Ст. 175, ч. 1. Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем;
  • Ст. 179, ч. 1. Принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения;
  • Ст. 180, ч. 1 и 2. Незаконное использование товарного знака;
  • Ст. 181, ч. 1. Нарушение правил изготовления и использования государственных пробирных клейм;
  • Ст. 182. Заведомо ложная реклама;
  • Ст. 185.1. Злостное уклонение от предоставления инвестору или контролирующему органу информации, определенной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах;
  • Ст. 189, ч. 1. Незаконные экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно — технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники;
  • Ст. 200, ч. 1. Обман потребителей;
  • Ст. 203. Превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб;
  • Ст. 213, ч. 1. Хулиганство;
  • Ст. 214. Вандализм;
  • Ст. 215.2, ч. 1. Приведение в негодность объектов жизнеобеспечения;
  • Ст. 224. Небрежное хранение огнестрельного оружия;
  • Ст. 231, ч. 1. Незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества;
  • Ст. 233. Незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ;
  • Ст. 242. Незаконное распространение порнографических материалов или предметов;
  • Ст. 243, ч. 1. Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры;
  • Ст. 244, ч. 1. Надругательство над телами умерших и местами их захоронения;
  • Ст. 245. Жестокое обращение с животными;
  • Ст. 260. Незаконная порубка деревьев и кустарников;
  • Ст. 261, ч.1. Уничтожение или повреждение лесов;
  • Ст. 268, ч. 1. Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта;
  • Ст. 282.2. Организация деятельности экстремистской организации;
  • Ст. 308. Отказ свидетеля или потерпевшего от дачи показаний;
  • Ст. 310. Разглашение данных предварительного расследования;
  • Ст. 312. Незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации;
  • Ст. 313, ч. 1. Побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи;
  • Ст. 314. Уклонение от отбывания лишения свободы;
  • Ст. 315. Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта;
  • Ст. 319. Оскорбление представителя власти;
  • Ст. 324. Приобретение или сбыт официальных документов и государственных наград;
  • Ст. 325. Похищение или повреждение документов, штампов, печатей либо похищение марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия;
  • Ст. 326. Подделка или уничтожение идентификационного номера транспортного средства;
  • Ст. 329. Надругательство над Государственным гербом Российской Федерации или Государственным флагом Российской Федерации;
  • Ст. 330, ч.1. Самоуправство.

Полномочия мирового судьи при рассмотрении гражданских дел


Что касается рассмотрения гражданских дел, то к полномочиям мирового судьи относятся следующие дела:

  • дела о выдаче судебного приказа;
  • дела о расторжении брака между супругами, если отсутствует спор о детях;
  • дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества;
  • иные дела, возникающие из семейно — правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, о лишении родительских прав, об установлении усыновления (удочерения) ребенка;
  • дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи заявления;
  • дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе;
  • дела об определении порядка пользования земельными участками, строениями и другим недвижимым имуществом.

В случае, когда при объединении нескольких связанных между собой требований, изменении предмета иска или предъявлении встречного иска новые требования становятся подсудными районному суду, а остальные — мировому судье, все требования подлежат рассмотрению в районном суде.

Полномочия мирового судьи при рассмотрении административных дел

Мировой судья рассматривает заявления о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке, установленном главой 11.1 Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации.

  • Полномочия мирового судьи при рассмотрении дел об административных правонарушениях
  • Мировой судья рассматривает дела об административных правонарушениях предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах компетенции, установленной главой 23 КоАП РФ.
  • 1. Мировые судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренные следующими статьями КоАП:
  • Ст. 5.1. Нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума;
  • Ст. 5.2. Вмешательство в работу избирательной комиссии, комиссии референдума;
  • Ст. 5.3. Неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума;
  • Ст. 5.4. Нарушение порядка предоставления списков избирателей, участников референдума или сведений об избирателях, участниках референдума;
  • Ст. 5.5. Нарушение установленного порядка опубликования документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов;
  • Ст. 5.6. Нарушение прав члена избирательной комиссии, комиссии референдума, наблюдателя, иностранного (международного) наблюдателя, доверенного лица зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока или представителя средства массовой информации;
  • Ст. 5.7. Отказ в предоставлении отпуска для участия в выборах, референдуме;
  • Ст. 5.8. Нарушение предусмотренных законодательством о выборах и референдумах условий проведения предвыборной агитации, агитации при проведении референдума;
  • Ст. 5.9. Нарушение в ходе избирательной кампании условий рекламы предпринимательской и иной деятельности;
  • Ст. 5.10. Проведение предвыборной агитации, агитации при проведении референдума в период запрещения ее проведения и в местах, где она запрещена законом;
  • Ст. 5.11. Проведение предвыборной агитации, агитации при проведении референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом;
  • Ст. 5.12. Изготовление или распространение анонимных агитационных материалов;
  • Ст. 5.13. Непредоставление возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации;
  • Ст. 5.14. Умышленное уничтожение или повреждение печатных материалов, относящихся к выборам, референдуму;
  • Ст. 5.15. Нарушение установленного законодательством о выборах и референдумах права на пользование помещениями в ходе избирательной кампании, подготовки и проведения референдума;
  • Ст. 5.16. Подкуп избирателей, участников референдума;
  • Ст. 5.17. Непредоставление или неопубликование отчета, сведений о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума;
  • Ст. 5.18. Незаконное использование денежных средств кандидатом, зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, инициативной группой по проведению референдума;
  • Ст. 5.19. Использование незаконной материальной поддержки кандидатом, зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, инициативной группой по проведению референдума;
  • Ст. 5.20. Финансирование избирательной кампании, проведения референдума помимо избирательных фондов, фондов для участия в референдуме и оказание иной запрещенной законом материальной поддержки;
  • Ст. 5.21. Несвоевременное перечисление средств избирательным комиссиям, кандидатам, зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, инициативным группам по проведению референдума;

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *