Новое в законодательстве о судебных приставах

Виктор Сухов, главный редактор. Экономист. Опыт работы в финансах более 15 лет. Дата: 21 января 2020. Время чтения 5 мин.

Новое в законодательстве о судебных приставах

С 2020 года «письма счастья» за долги будут приходить также через сервис «Госуслуги» и посредством СМС. После получения у должника есть 5 дней на выплату задолженности без 7% исполнительного сбора. Приставам будет запрещено арестовывать пенсии и социальные пособия.

С начала нового года в силу вступают поправки в 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Законодатели внесли три важнейших изменения в текст правового акта, о которых стоит знать каждому должнику с исполнительным листом. Нововведения призваны упростить процедуру взыскания долгов с 1 января 2020 года, защитить права и интересы физических лиц.

Общение с приставами новыми способами связи

До 2020 г. вынесение постановлений и направление уведомлений в адрес субъекта исполнительного производства происходило в письменной или электронной форме. Извещения доносились до физического лица:

  • почтовым отправлением;
  • электронным письмом;
  • телеграммой;
  • по телефону;
  • лично.

Изменения в НПА вводят два новых вида связи с должником:

  • с помощью сервиса «Госуслуг», отправкой в личный кабинет;
  • СМС-сообщением.

Новое в законодательстве о судебных приставах

Портал не требует согласия владельца личного кабинета на получение «писем счастья» о долге. Постановление отправляется в электронной форме, подписанное усиленной квалифицированной ЭЦП (электронно-цифровой подписью) пристава. Для отправки текстового сообщения на телефонный номер пристав должен заручиться предварительным согласием гражданина.

После получения уведомления о начале исполнительного производства у виновника событий есть пять дней на мирное урегулирование вопроса. В этот срок можно гасить долг без исполнительного сбора (7% от суммы задолженности).

Фактом направления сообщения считается получение извещения или отчета приставом о доставке уведомления или публикации данных в реестре производств на сайте ФССП.

В случае несогласия с действиями пристава и при наличии претензий о нарушении прав, гражданин может обжаловать манипуляции должностного лица. Ранее процедура требовала составления письменного обращения, визита в управление органа власти или затрат на отправку корреспонденции. Теперь все стало намного проще, и претензия может быть подана через портал «Госуслуг».

В тему: Как правильно оформить жалобу на судебных приставов?

Очевидно, что закон расширил способы общения должника с приставами, добавив онлайн-ресурсы и короткие быстрые сообщения. Это значительно упрощает всю процедуру уведомления и переписки сторон.

Пенсии вне взысканий

Приставы не имеют права арестовывать или взыскивать суммы с пенсий или социальных выплат. Это правило начнет действовать с 1 июня 2020 года. До принятия поправки судебные приставы могли взыскать у пенсионеров до 50% от ежемесячной выплаты.

Новое в законодательстве о судебных приставах

Кстати, законом не предусмотрено, что после подобных вычетов у гражданина должны оставаться средства к существованию хотя бы в размере прожиточного минимума. Впрочем, судебная практика придерживается этого справедливого мнения.

Поскольку банки не видят в документах работодателей, к какой именно категории платежей относятся денежные начисления, оставался риск наложения взыскания на социальные компенсации. Чтобы избежать подобных недоразумений, работодатель будет обязан ставить особую отметку, сигнализирующую об исключительном статусе начисления.

Взыскание долгов по зарплате в упрощенном порядке

Чтобы получить причитающуюся оплату труда от руководства, сотруднику не обязательно обращаться в судебные инстанции. Теперь это можно сделать через процедуру написания жалобы в Государственную инспекцию труда.

Новое в законодательстве о судебных приставах

Такой вариант возможен, когда работодатель начислил зарплату и сформировал соответствующие документы. Если же средства нигде не зафиксированы, суда не избежать.

Обратившись в ГИТ, работник вправе рассчитывать на проведение проверки и вынесение предписания в адрес компании о погашении текущей задолженности. Сделать это работодатель обязан в течение 30 дней после получения решения инспекторов. Если погашения не происходит, тот же инспектор формирует исполнительный лист и направляет его сотрудникам ФССП.

В тему: Что делать если вам не выплачивают заработную плату.

Какие изменения ожидаются в будущем?

В конце 2019 года Минюст внес на рассмотрение законопроект о существенных изменениях в процедуру взыскания задолженностей. Прежде всего, предполагается введение стадии досудебного решения вопроса.

До обращения в суд взыскатель должен будет уведомить должника о наличии долга и потребовать его возврата в виде претензии. Если физическое лицо не сделает этого в течение 30 дней, организация вправе обратиться в суд. В настоящее время финансисты могут делать это с первого дня возникновения долга.

Новое в законодательстве о судебных приставах

Еще одно предложение Минюста касается внесения в реестр ФССП не только коллекторских контор, но и всех кредитных фирм, которые, так или иначе, самостоятельно взыскивают задолженности. Только после включения в список они смогут встречаться, звонить должнику, пользоваться помощью «робота-коллектора». До этого гражданину можно только отправлять письменные требования.

В тему: Как защитить свои права при общении с коллекторами?

У участников реестра появятся еще и дополнительные обязательства:

  • ведение аудиозаписей разговоров с гражданином и их хранение в течение двух лет;
  • оформлять страховку собственной ответственности за возможное причинение убытков должнику, при этом годовое покрытие составляет не менее 10 млн руб.

Планируется, что законопроект будет принят до января 2021 года. Он придет на смену 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности».

Минфин согласился на появление в России частных судебных приставов :: Экономика :: РБК

Минфин поддержал создание института частных приставов, о его поэтапном внедрении говорится в обзоре бюджетных расходов для ФССП. Частникам могут передать взыскание долгов для бизнеса, но не в пользу государства или населения

Новое в законодательстве о судебных приставах

Сергей Коньков / ТАСС

Российские власти проработают внедрение института частных судебных приставов, которые смогут заниматься взысканиями долгов в пользу бизнеса. Соответствующая рекомендация содержится в обзоре бюджетных расходов на реализацию функций и полномочий Федеральной службы судебных приставов (ФССП), подготовленном Минфином.

«В целях оптимизации расходов федерального бюджета, а также повышения эффективности функционирования системы принудительного исполнения в целом представляется целесообразным рассмотреть вопрос постепенного (поэтапного) внедрения элементов частного исполнения», — говорится в документе.

Предполагается, что на первом этапе частные приставы займутся взысканиями в пользу юридических лиц, а за ФССП останется взыскание задолженностей в пользу госорганов и физических лиц.

Как отмечается в обзоре, в России уже есть опыт интеграции элементов частного исполнения в государственную систему принудительного исполнения. Функционируют коллекторские организации и институт частного сыска, позволяющий разыскивать имущество должника или самого должника без привлечения госведомств.

Однако эти элементы частного исполнения «ввиду недостаточного их развития не позволяют в полной мере обеспечить как повышение результативности функционирования системы принудительного исполнения в целом при сохранении текущего уровня финансирования, так и экономию бюджетных средств при сохранении аналогичных показателей результативности», указано в документе.

В пресс-службе Минфина РБК сообщили, что обзор бюджетных расходов — это инструмент, направленный на определение и сравнение различных вариантов экономии бюджетных средств, а также высвобождение недостаточно эффективно используемых ресурсов для их перенаправления на решение приоритетных задач. «По результатам проведенного обзора бюджетных расходов на реализацию функций и полномочий ФССП в документе представлены предложения по совершенствованию работы в этой области», — заявили в ведомстве. РБК ожидает комментариев от ФССП.

Перегруженные приставы

Основная нагрузка ложится на приставов в связи с взысканиями в пользу государственных органов, следует из обзора. В 2018 году эти взыскания составили почти 69% от всех исполнительных производств.

Доля взысканий в интересах юрлиц — 24%, физлиц — 5%.

Но именно долги юридическим лицам составляют львиную долю от общей суммы, подлежащей взысканию на конец 2018 года, — 70% в 2018 году, или около 7,3 трлн из 10,4 трлн руб.

Работа одного пристава-исполнителя ФССП обходится бюджету в среднем в 715,8 тыс. руб. (по данным за 2018 год).

В обзоре отмечается существенная нагрузка на судебных приставов-исполнителей из-за большого количества производств, приходящихся на одного сотрудника, и сложных процедур обязательного документооборота. По информации ФССП, фактическая нагрузка на сотрудников в 13,8 раза превышает норму, определенную Минтрудом и Минюстом.

ФССП остается одним из крупнейших государственных органов по количеству служащих. На конец 2017 года, по данным Минфина, в ведомстве с его сетью территориальных органов по всей стране работали почти 71 тыс.

человек (третье место среди госорганов по числу сотрудников). На начало 2019 года там насчитывалось более 81 тыс. сотрудников, следует из обзора.

На работу ФССП в прошлом году из федерального бюджета было выделено 48,6 млрд руб.

По данным Европейской комиссии по эффективности правосудия, в 11 странах Европы приставы работают исключительно в частном статусе, например в Эстонии, Венгрии, Латвии, Монако, Нидерландах. Частные судебные исполнители есть также в Болгарии и Казахстане.

Что предлагает бизнес

Предложения о создании института частных приставов не первый год исходят от бизнес-сообщества и органов власти.

  • Еще в 2006 году такой эксперимент предложил возглавлявший тогда Минюст Юрий Чайка.
  • В 2014 году Минюст разработал законопроект о частных приставах, но он не был принят.
  • В 2017 году Центр стратегических разработок, который возглавлял Алексей Кудрин, выпустил доклад с предложением ввести институт частных судебных исполнителей.
  • В марте 2019 года о планах разработать законопроект о частных приставах заявил член бюро правления Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), совладелец «Альфа-Групп» Михаил Фридман.
  • В октябре 2019 года свой вариант законопроекта «О частных судебных исполнителях» представила Торгово-промышленная палата (ТПП).
Читайте также:  Добрый день. у меня в семье достаточно сложная ситуация, очень часты скандалы и не редко всё доходит до драки?

ТПП предлагает распространить деятельность частных приставов на исполнение решений по процессам с участием организаций, а также арбитражным делам.

Предполагается, что частные приставы за вознаграждение будут применять те же меры принудительного взыскания, что и госслужащие: арестовывать имущество и счета должника, обращать на них взыскание, требовать освободить помещение, если речь идет о недвижимости.

Согласно инициативе ТПП, частные исполнители будут подконтрольны и подотчетны ФССП, Минюсту, а также профессиональным объединениям.

Документ ТПП был направлен в Минюст. «Мы с Минюстом договорились, что проведем сейчас совместную работу по анализу действующего законодательства и вернемся к законопроекту.

Сейчас будем интенсивно проводить встречи с системными кредиторами и должниками, изучать, как работает законодательство», — сообщил РБК председатель совета ТПП по финансово-промышленной и инвестиционной политике Владимир Гамза.

По его словам, эта работа займет около полугода.

Минюст совместно с заинтересованными органами власти рассматривал законопроект ТПП «О частных судебных исполнителях» и сопутствующие ему поправки к действующим законам, подтвердили РБК в пресс-службе ведомства.

«Принимая во внимание наличие множества замечаний концептуального характера, поступивших по результатам рассмотрения названных законопроектов, вопрос частной системы исполнения требует детальной проработки», — отметили в Минюсте.

РСПП поддерживает инициативу и ведет над ней работу, однако итогового документа с предложениями пока нет, сообщил РБК вице-президент по корпоративным отношениям и правовому обеспечению РСПП Александр Варварин.

Что думают эксперты

Введение и функционирование института частных приставов может оказать как позитивное, так и отрицательное влияние на развитие сферы исполнительного производства, считает юрист практики «разрешение споров» компании «Лемчик, Крупский и партнеры» Инна Иваникова.

Передача исполнительного производства в частные руки позволит снизить нагрузку на судебного пристава-исполнителя и значительно оптимизировать бюджетные расходы, отмечает она, напоминая, что бизнес-сообщество максимально старается избежать привлечения ФССП для принудительного исполнения решения судов, «поскольку на практике это долго и неэффективно — приставы не нацелены на скорость исполнения судебного акта».

Введение института частных приставов улучшило бы исполнение судебных решений в коммерческом секторе, считает юрист, но для этого необходимо хорошо проработанное нормативно-правовое регулирование, контроль со стороны государства, четкое разграничение компетенций между государственной и частной системами исполнения. «Применение того или иного правового института к иной, не свойственной для него сфере общественных отношений может повлечь за собой такие риски, как неэффективность, безответственность и коррупция», — предупреждает Иваникова.

При работе над нормативной базой института частных приставов важно исходить из баланса, при котором все равно государственные полномочия полностью не перейдут частникам, сохранится возможность контроля, апелляции, поддерживает директор экспертно-аналитического центра РАНХиГС Николай Калмыков. «То есть, если даже передавать в формате государственно-частного партнерства часть функций, то исключительно в тех случаях, где не возникнет рисков злоупотребления и сохранится защищенность граждан от произвола компаний, которые могут погнаться за прибылью», — подчеркивает он.

Руководитель департамента контроля качества юридической службы «Амулекс» Нурида Ибрагимова считает идею утопичной. «Частные приставы в России с большой вероятностью будут, по сути, коллекторами, наделенными властными полномочиями. Применение института частных приставов приведет к тем же последствиям, что и у коллекторов.

Законодательство будет многократно изменяться и дополняться, причем результат будет плачевный, а нарушений со стороны частных приставов будет еще больше, появится дополнительный повод для расцвета коррупции», — утверждает она.

По мнению Ибрагимовой, оптимальным решением проблемы чрезмерной нагрузки на судебных приставов является повышение престижа профессии и зарплат, что привлечет в нее больше высококвалифицированных специалистов.

Закон о приставах – 2020. Что нового ждет граждан?

С 1 января 2020 года в законе о приставах заработали поправки, которые теперь разрешают приставам направлять гражданам SMS. В старой редакции закона говорилось, что лица, которые принимают участие в исполнительном производстве, извещаются с помощью повестки, телеграммы, с использованием электронной связи.

А теперь давайте взглянем на свежую версию статьи 24 вышеупомянутого закона.

Здесь есть важная добавка, а именно то, что участник производства может быть извещен с помощью отправки ему короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи. Иными словами, речь идет o SMS.

Отправлять такое сообщение пристав может только при наличии согласия гражданина. Получать номера для отправки SMS приставы будут благодаря сотрудничеству с операторами связи.

Что это значит для простого гражданина?

Во-первых, с каждым растет значимость телефонного номера, привязанного к конкретному гражданину. Например, уже сейчас идут обсуждения по поводу запуска через год перевода зарплат гражданам по номеру мобильного телефона. На этом фоне приписка о возможности приставов отправлять SMS на номера должников выглядит вполне логичной.

Во-вторых, извещение граждан по SMS – это действительно шаг в верном направлении. Приставы регулярно сталкиваются с тем, что отправляемые должнику бумажные уведомления о начале исполнительного производства просто не доходят до адресата. Точнее они доходят, но продолжают пылиться в почтовом ящике, потому что, например, гражданин не проживает по адресу своей постоянной регистрации.

Иногда такая ситуация приводит к крайне плачевным результатам. Например, гражданин задолжал небольшую сумму по коммунальным услугам. Управляющая компания обратилась в суд, а затем к приставам. Те направили письмо гражданину с предложением добровольно погасить задолженность.

Гражданин и рад бы немедленно исполнить свои обязательства, но он не знает о существовании данного письма, поскольку находится на заработках в другом городе. А приставы, не получив обратной реакции, могут, например, ограничить должника в праве выезда за границу.

Для должника такое решение может стать неприятным сюрпризом и обернуться испорченным отдыхом.

Если же гражданину придет уведомление посредством SMS, то есть высокая вероятность того, что задолженность будет погашена точно в срок. Это облегчит жизнь, как самим госслужащим, так и неплательщикам.

Взаимодействие через портал Госуслуг

Также приставы будут направлять уведомления гражданам через личный кабинет на портале Госуслуг. Учитывая, что сегодня личный кабинет на данном портале имеют почти 100 млн россиян, данная мера будет весьма актуальной.

Через личный кабинет можно будет:

  • Проинформировать участников исполнительного производства о ходе процедуры взыскания
  • Направлять сторонам постановления и иные документы судебного пристава
  • Подать жалобу на действие или бездействия судебных приставов

Запрет на взыскание

С 1 июня 2020 года заработают нововведения, которые запрещают приставам списывать определенные виды средств со счетов россиян. Для начала давайте вспомним, какие сегодня доходы защищены от взыскания со стороны приставов. Сюда входят:

  • Средства маткапитала
  • Алименты
  • Деньги, полученные в счет возмещения вреда здоровью
  • Выплаты из бюджета пострадавшим в результате ЧС
  • Пенсии по случаю потери кормильца и т.д.

Такой иммунитет у этих доходов существует уже давно, однако, к сожалению, часто возникали неприятные ситуации. Например, гражданин оформил и не смог вовремя выплатить займы на картуили быстрые займы до зарплаты. Кредитор обращался в суд, а затем к приставам.

Те начинали проверять имущественное положение должника. Часто это начинается с проверки банковских счетов.

Приставы видят, что на счете гражданина есть нужная сумма и осуществляют действия по списанию этих средств для погашения возникшей задолженности перед кредитором.

Только потом выясняется, что приставы не имели права списывать эти деньги, потому что это были алименты бывшего супруга. Списывать эти деньги в счет уплаты долга нельзя по закону. Но приставы этого не знали, поскольку никаких отметок, свидетельствующих о происхождении денежных средств на счете должника, нет.

Пострадавшие граждане жаловались, тратили свое время и нервы, чтоб восстановить справедливость. Поэтому пришлось в срочном порядке решать проблему.

Теперь все лица, осуществляющие перевод средств гражданину, должны ставить в расчетных документах специальный код вида дохода. Такие коды нужно проставлять, если средства относятся к списку защищенных.

То есть с них нельзя списывать долги. Порядок указания кода в документах будет устанавливать Центробанк.

Будем надеяться, что с вступлением поправок в силу все неприятные истории, связанные с взысканием защищенных средств, уйдут в прошлое.

Какие меры могут принять приставы в отношении должников?

Что касается инструментов, которыми могут пользоваться приставы для взыскания задолженности, то здесь пока особых изменений нет. Как и ранее приставы, могут объявлять в розыск гражданина и его имущество.

Они имеют право получать все необходимые документы по должнику, в том числе путем отправки запросов в различные организации и ведомства.

Даже сотрудники ГИБДД оказывают помощь приставам, отслеживая на дорогах машины должников с помощью специальных программных устройств.

Приставы могут входить в квартиру должника или в жилые помещения, которые занимает неплательщик. Таким образом, если гражданин полагает будто его дом – это незыблемая крепость, то он ошибается.

Приставы могут накладывать арест на любое ценное имущество граждан, даже, если это единственная квартира должника. Продать ее приставы не могут, но зато могут существенно ограничить неплательщика в праве использования жилища. В частности, после ареста гражданин не сможет продать квартиру, обменять ее, подарить. Будет невозможна регистрация на жилплощади иных лиц.

Читайте также:  Пенсию и ветеранские доплаты получаю на карточку. Могу ли я ветеранские доплаты перечислять на сберкнижку, если да, то куда нужно обратиться и какие документы представить?

Важным инструментом в руках приставов остается запрет на заграничные поездки. Если гражданин является должником по алиментам, то оставить его без отдыха за рубежом могут уже при задолженности от 10 тыс. рублей. Если неплательщик задолжал по кредитам, штрафам, коммунальным услугам, то запрет может вступить в силу после достижения долга отметки в 30 тыс. рублей.

Как показывает практика, запрет на выезд является эффективной мерой. Многие граждане мгновенно выплачивали многолетний долг, когда узнавали, что не смогут пересечь государственную границу.

Также есть отдельная мера воздействия на должников по алиментам. Приставы могут запретить им садиться за руль. Впрочем, если гражданин докажет, что машина является единственным источником пропитания для его семьи, то запрет могут снять.

Несколько фактов из итогов работы

Согласно данным доклада ФССП, за первое полугодие 2019 года приставам удалось завершить фактическим исполнением 17,4 млн производств, взыскав почти 350 млрд рублей. Благодаря усердной работе приставов бюджет страны получил около 125 млрд рублей.

В рамках каждого 26 исполнительного производства приставы осуществили выезд по адресу должника. Арест на имущество был наложен в рамках 284 тыс. дел. Госслужащие вынесли 4 млн постановлений, которые запретили россиянам покидать страну.

Новое в законодательстве о судебных приставах — Адвокат в Самаре и Москве — представительство в суде и юридические услуги

Фото Евгения Смирнова, ИА «Клерк.Ру»
Сергей Виряскин
редактор ИА «Клерк.Ру»
Оригинал статьи взят с сайта Клерк.

ру

В середине марта был опубликован Федеральный закон № 34-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О судебных приставах” и Федеральный закон “Об исполнительном производстве”.

Закон уточняет полномочия работников ФССП, регламентирует порядок создания групп принудительного исполнения, порядок проведения исполнительного розыска, а также вводит новые ограничения на арест имущества в целях дополнительной защиты прав граждан-должников.

Предположительно, реализация закона позволит добиться повышения эффективности деятельности службы судебных приставов, а также приведет законодательства об исполнительном производстве в соответствии с современной практикой работы приставов.

Новые гарантии для должников и взыскателей

Закон предусматривает существенные ограничения на арест имущества должников, предусматривает возможность реализации малоценного имущества должника самим должником самостоятельно, а также регламентирует порядок оставления у взыскателя имущества, не реализованного должником самостоятельно.

Законом не допускается арест имущества должника по исполнительному документу, содержащему требование о взыскании денежных средств, в том случае, когда сумма взыскания по исполнительному производству не превышает 3000 рублей.

Исключение составляют случаи ареста денежных средств, ареста заложенного имущества, подлежащего взысканию в пользу залогодержателя, и ареста имущества по исполнительному документу, содержащему требование о наложении ареста.

Следующей “поблажкой” для должников является группа норм, регламентирующих порядок самостоятельной реализации должниками своего имущества.

По новым правилам такая реализация допускается при отсутствии спора о стоимости имущества должника, которая не превышает 30 000 рублей, должник вправе реализовать такое имущество самостоятельно.

Для этого должнику необходимо в срок, не превышающий десяти дней со дня его извещения об оценке имущества, произведенной судебным приставом-исполнителем или оценщиком, ходатайствовать о самостоятельной реализации указанного имущества.

При поступлении от должника такого ходатайства, пристав будет выносить постановление об отложении применения мер принудительного исполнения.

В данном постановлении будет указываться, что денежные средства в размере, указанном в постановлении об оценке такого имущества, вырученные должником от реализации, должны быть перечислены на депозитный счет подразделения судебных приставов в срок, не превышающий десяти дней со дня вынесения постановления. Во всех других случаях осуществляется принудительная реализация имущества должника.

Если же должник все же решится на самостоятельную реализацию своего имущества, он станет предупреждаться об ответственности за совершение незаконных действий в отношении такого имущества и о последствиях его нереализации.

При этом в случае нереализации должником в установленный срок имущества пристав-исполнитель предложит взыскателю оставить за собой данное имущество, а в случае отказа взыскателя от оставления за собой нереализованного имущества, оно будет передано на принудительную реализацию.

Что касается оставления взыскателем за собой имущества, не реализованного должником самостоятельно, то данное право может быть реализовано взыскателем в срок, не превышающий десяти дней со дня его извещения о том, что стоимость имущества должника, оценка которого произведена судебным приставом-исполнителем или оценщиком, не превышает 30 000 рублей. Для этого он должен направить приставу ходатайство об оставлении за собой указанного имущества в счет погашения взыскания.

В этом случае судебный пристав-исполнитель при отсутствии ходатайства должника о самостоятельной реализации либо при нереализации должником в установленный срок имущества, стоимость которого не превышает 30 000 рублей, передаст взыскателю имущество по цене, определенной приставом или оценщиком.

Если стоимость имущества должника превышает сумму, подлежащую выплате взыскателю по исполнительному документу, взыскатель будет вправе оставить за собой такое имущество при условии одновременного перечисления соответствующей разницы на депозитный счет подразделения судебных приставов.

Передача судебным приставом-исполнителем имущества должника взыскателю оформляется актом приема-передачи.

При поступлении ходатайств об оставлении за собой имущества должника сразу от нескольких взыскателей одной очереди данное имущество будет передаваться в соответствии с очередностью поступления исполнительных документов в подразделение судебных приставов.

 В случае отказа взыскателя от передачи ему имущества должника, стоимость которого не превышает 30 000 рублей, либо непоступления от него ходатайства об оставлении за собой такого нереализованного имущества данное имущество подлежит принудительной реализации. Принудительная реализация по новым правилам проводится путем продажи имущества специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном Правительством РФ.

При этом закон устанавливает, что специализированная организация обязана в десятидневный срок со дня получения имущества должника по акту приема-передачи размещать информацию о реализуемом имуществе в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, а об имуществе, реализуемом на торгах, также в печатных средствах массовой информации.

Коллективное исполнение и исполнительный розыск

Закон регламентирует порядок ведения исполнительного производства группой судебных приставов-исполнителей, вводит понятие исполнительного розыска и устанавливает основания для его осуществления.

Теперь в случае сложности или большого объема исполнительного производства старший судебный пристав сможет поручить совершение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения по такому исполнительному производству нескольким судебным приставам-исполнителям.

Судебные приставы, входящие в состав группы принудительного исполнения, обязаны сообщать руководителю группы принудительного исполнения обо всех совершенных ими исполнительных действиях и принятых ими мерах принудительного исполнения не позднее дня, следующего за днем совершения указанных действий или применения указанных мер.

Руководитель группы принудительного исполнения вправе самостоятельно совершать исполнительные действия и применять меры принудительного исполнения, а также давать судебным приставам-исполнителям, входящим в состав группы принудительного исполнения, поручения о совершении действий и применении мер принудительного исполнения, которые являются обязательными для этих приставов.

В законодательстве появляется такое понятие, как “исполнительный розыск”.

Согласно закону, под исполнительным розыском понимаются проводимые судебным приставом-исполнителем, на которого возложены функции по розыску исполнительно-разыскные действия, направленные на установление местонахождения должника, имущества должника или местонахождения ребенка. Розыск может быть объявлен при условии, что совершенные приставом исполнительные действия не позволили установить местонахождение должника, его имущества или местонахождение ребенка.

Кроме того, по своей инициативе или по заявлению взыскателя судебный пристав-исполнитель объявляет розыск должника или его имущества по исполнительным документам, содержащим требования о защите интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, если сумма требований по исполнительному документу (исполнительным документам) в отношении должника превышает 10 000 рублей.

Также по заявлению взыскателя розыск объявляется по исполнительным документам, содержащим требования о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью или в связи со смертью кормильца, возмещении ущерба, причиненного преступлением, об отбывании обязательных работ, о взыскании штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления.

Постановление судебного пристава-исполнителя о розыске или об отказе в объявлении розыска утверждается старшим судебным приставом или его заместителем. Постановление о розыске подлежит немедленному исполнению.

При производстве розыска пристав вправе запрашивать из банков данных оперативно-справочной, разыскной информации и обрабатывать необходимые для производства розыска персональные данные, в том числе сведения о лицах и об их имуществе, проверять документы, удостоверяющие личность гражданина, если имеются основания полагать, что он и его имущество находятся в розыске.

Также пристав вправе осуществлять отождествление личности, опрашивать граждан, наводить справки, изучать документы, осматривать имущество, обследовать помещения, здания, сооружения, участки местности, занимаемые разыскиваемыми лицами или принадлежащие им, а также транспортные средства, принадлежащие указанным лицам.

Порядок организации проведения исполнительно-разыскных действий определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции.

Тактика проведения исполнительно-разыскных действий определяется главным судебным приставом РФ.

При этом не допускаются проведение исполнительно-разыскных действий для достижения целей и решения задач, не предусмотренных законодательством об исполнительном производстве, разглашение сведений, составляющих личную и семейную тайну.

Другие поправки

Другой комплекс законодательных поправок касается совершенствования принципов работы ФССП и повышения эффективности исполнительного производства. В частности, в ближайшее время работа приставов станет значительно прозрачнее.

Читайте также:  Доброй ночи. Почему должна выплачивать по кредитной карте Бинбанку, если ничего с ним не подписывала? При покупке моего долга Бинбанком должно быть уведомление за моей подписью? а его нет и не может быть. Спасибо.

Напомним, в настоящее время Федеральная служба судебных приставов создает и ведет в электронном виде банк данных, содержащий сведения, необходимые для осуществления задач по принудительному исполнению судебных актов. Помимо всего прочего, этот банк данных содержит и общедоступные сведения, знакомиться с которыми может любой желающий.

Правда, сейчас перечень общедоступных сведений является неполным и включает, в частности, данные лишь о номере исполнительного документа, дате возбуждения исполнительного производства, его номере, наименовании должника. В целях обеспечения открытости деятельности судебных приставов законом вышеуказанный перечень дополняется новыми сведениями.

Так, сюда включены вид исполнительного документа, его номер, наименование органа, выдавшего исполнительный документ, сумма непогашенной задолженности по исполнительному документу, а также сведения о возвращении исполнительного документа взыскателю. При этом данные сведения являются общедоступными в течение трех лет со дня окончания исполнительного производства (сейчас сведения являются общедоступными до дня окончания или прекращения исполнительного производства).

В целях обеспечения мобильности службы судебных приставов и повышения эффективности их работы в части взаимодействия с другими госорганами и взыскателями изменяются требования и к документообороту.

Теперь постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов может быть вынесено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов в порядке, установленном законодательством РФ.

Одновременно расширяется и правоспособность взыскателей в сфере исполнительного производства.

По действующему закону в заявлении взыскателя может содержаться лишь ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях.

Как показывает практика, этого бывает мало для достижения целей исполнительного производства. Между тем, зачастую взыскатели обладают объемом информации о должнике, вполне достаточном для проведения успешных исполнительных действий.

В связи с этим теперь взыскатель может указать в заявлении о возбуждении исполнительного производства известные ему сведения о должнике, а также приложить к заявлению документы, содержащие информацию о должнике, его имущественном положении и иные сведения, которые могут иметь значение для своевременного и полного исполнения требований исполнительного документа.

Оригинал статьи взят с сайта Клерк.ру и находится здесь

Прокурор разъясняет: Внесены изменения в закон «ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ», касающиеся вопросов списания с гражданина в счет погашения долга по исполнительным документам

По закону судебные приставы-исполнители имеют право списывать с гражданина в счет погашения долга по исполнительным документам не все его доходы.

Статья 101 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» содержит перечень доходов, на которые не может быть обращено взыскание по исполнительному производству. Этот Перечень состоит из различных категорий выплат социального характера (пособий, единовременных компенсационных выплат, денежных сумм, выплачиваемых в возмещение вреда и пр.).

Однако, на практике такой запрет («иммунитет») далеко не всегда спасает должника от ареста счета или неправомерного взыскания. Это связано с особенностью банковской системы.

При поступлении в банк на счет получателя, в том числе и должника, любых выплат, они учитываются не отдельно, а в общей массе имеющихся на счете денежных средств, то есть обезличиваются.

Банки не всегда исполняют обязанности по отслеживанию целевого назначения поступивших на счета должников денежных средств социального характера, имея фактическую возможность идентифицировать такие денежные поступления.

ФССП России неоднократно в своих письмах обращала внимание банков на необходимость соблюдения положений статей 99 и 101 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», предусматривающих виды доходов граждан, на которые в силу закона не может быть обращено взыскание по исполнительным документам или взыскание может быть обращено частично.

Федеральным законом от 12.02.2019 № 12-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об исполнительном производстве», которые направлены на решение этой проблемы: — на исключение возможности обращения взыскания на денежные выплаты социального характера.

  • Указанные изменения вступают в силу с 1 июня 2020 года.
  • Чтобы не допускать списания социальных выплат в счёт долгов, внесенные в Закон изменения определяют дополнительные обязанности и права, как самого должника, так и работодателей, судебных приставов и банка.
  • Так, гражданину следует предоставлять судебному приставу документы об имеющихся у него наличных денежных средствах, на которые не может быть обращено взыскание.
  • Законом теперь закреплена обязанность работодателя указывать в платежных документах при перечислении денежных выплат работника в банк или другую кредитную организацию соответствующий код вида дохода  для идентификации платежей, а также сумму уже взысканную  работодателем по исполнительному документу с целью защиты от неправомерного взыскания.

Что ждет должников в 2021 году?

Последний год был напряженным, особенно в сфере финансов. Люди теряли доходы, лишались работы и возможности платить по обязательствам, а поэтому в первые месяцы нового года вопрос, что ждет должников, стоит остро и особенно нервирует тех, кто столкнулся с финансовыми трудностями в 2020-м. Не переживайте: лучше давайте разбираться.

Содержание статьи

Как изменилась ситуация за 2020 год

В прошлом году из-за эпидемии государство предусмотрело ряд послаблений для тех, кто не смог справиться со сложностями по объективным обстоятельствам. Людям одобряли кредитные каникулы, которые давали возможность получить временную передышку и не платить по кредиту несколько месяцев на законных основаниях.

К сожалению, некоторые заемщики поняли идею превратно и ошибочно решили, что платить не надо совсем: в результате общая задолженность только выросла. Похожая ситуация наблюдается с задолженностями по коммунальным услугам: из-за неверного информирования некоторые решили, что по ним можно не платить.

Одновременно были приостановлены процедуры исполнительного производства для отдельных категорий граждан, что дало людям отсрочку и возможность обдумать выход из ситуации. Но в 2021 году запрет отменяется. В общественном пространстве идут разговоры о «кредитной амнистии», но говорить о грядущем списании долгов всем не приходится.

Этот вопрос серьезно не обсуждается и продвигается только откровенными популистами. Пока что в 2020 году только упростилась процедура банкротства: ее теперь можно провести во внесудебном порядке.

Что будет с кредитами в 2021 году?

Чего ожидать людям, имеющим проблемную задолженность

Что предпримет государство, как поведут себя банки, можно предполагать, но утверждать с уверенностью нельзя. Финансисты думают, что нас ждет совершенствование кредитного законодательства, но не полная амнистия и прощение долгов.

Как и всегда, самое надежное решение — по возможности справляться своими силами, а не ожидать необоснованных улучшений. Конечно, стоит наблюдать за изменениями в законах и пользоваться возможными послаблениями, но проверять условия надо внимательно — если понять их неправильно, можно столкнуться с негативными последствиями.

В любом случае стоит знать, чего ожидать заемщикам от кредиторов — и от каких именно.

От банков

Банковские организации тоже несут убытки на фоне кризиса, что особенно заметно в сегменте потребительского кредитования. В 2021 году возможен рост процентных ставок или ужесточение условий для выдачи кредита.

Но одновременно с этим кредиторы пытаются сделать условия привлекательнее для действующих заемщиков. Банку и самому невыгодно, если человек прекращает платить.

Поэтому, если кредитор видит, что клиент испытывает трудности, он все чаще идет навстречу:

  • предлагает отсрочки и кредитные каникулы;
  • снижает размер выплат за счет увеличения срока — это называется реструктуризацией;
  • рефинансирует кредит по новой процентной ставке.

Кредитная история после таких мер не портится, но такие программы работают, к сожалению, только для людей, которые до этого не имели просрочек. Если вы попали в сложную ситуацию раньше, возможно, стоит договариваться с кредитором индивидуально — программы разрабатывают и для людей с просроченными задолженностями.

От коллекторов

Работать с коллекторскими агентствами заемщику может быть даже выгоднее, чем с банком. Коллекторы, купившие кредит по договору цессии, не назначают дополнительные штрафы и пени, а также могут списывать и прощать часть задолженности.

Как и банкам, им выгоднее, если клиент платит, пусть даже небольшую сумму, — поэтому агентства часто предлагают заемщикам индивидуальные гибкие условия погашения.

Например, ЭОС всегда принимает сторону клиента и помогает разработать схему платежей, которая не обременит его.

От судебных приставов

Если же дело дошло до исполнительного производства и задолженностью занимаются приставы, то в 2021 году ФССП, скорее всего, возобновит активную деятельность.

В прошлом году сотрудники службы были ограничены в своих действиях из-за событий, вызванных эпидемией, однако в 2021 году их работа входит в обычное русло.

Предполагается, что активнее всего приставы будут действовать по отношению к заемщикам крупных банков: те регулярно напоминают ФССП об исполнительных производствах на своих должников.

Но даже из такой ситуации можно найти выход, если постараться договориться с приставами о графике погашения, который удобен всем. Есть и еще одно изменение, позитивное: поправки в статью 446 ГПК запретят приставам общаться с третьими лицами без письменного согласия и арестовывать в счет задолженности домашних животных. Раньше арест кота или собаки был стандартной практикой, теперь хозяева смогут не бояться за питомцев.

Полезно: Какие профессии востребованы в вашем городе?

Как вести себя в новых обстоятельствах

Так же, как и всегда: стараться не паниковать, не совершать необдуманных поступков, и не игнорировать проблемы. Даже из сложной ситуации можно найти выход: об этом говорят тысячи клиентов ЭОС, которые избавились от задолженности с нашей помощью.

Относитесь к своим кредитам со всей ответственностью, старайтесь не допускать новых просрочек и погашать те, что уже есть, так быстро, как сможете.

Скорее всего, кредиторы будут готовы помочь и предложить особые условия: главное — не бойтесь идти на контакт и помните, что любые проблемы можно решить.

Если у Вас возникли вопросы, то мы готовы предложить анонимную консультацию. Воспользуйтесь услугой анонимный звонок и просто начните диалог с оператором. Доверительные отношения между оператором ЭОС и клиентом — залог успешного разрешения финансовых проблем.

Позвоните на номер анонимной линии ЭОС 8 800 775 02 04с 8:00 до 20:00 мск

Задайте все интересующие Вас вопросы

Получите консультацию оператора

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *