Госдуме предлагают вывести нотариат из-под юрисдикции фас и резко повысить нотариальные тарифы

03.06.2020 Госдуме предлагают вывести нотариат из-под юрисдикции ФАС и резко повысить нотариальные тарифы

Расширить обязанности нотариуса при совершении им нотариального действия и установить единую тарифную систему предлагает законопроект, внесенный в Госдуму сенаторами Николаем Федоровым, Владимиром Журавлевым, Андреем Клишасом, Владимиром Полетаевым, Максимом Кавджарадзе и Сергеем Фабричным. Эта инициатива призвана усовершенствовать регулирование нотариата, чтобы оно отвечало задачам, которые государство ставит перед ним при исполнении его конституционных обязанностей.

Прежде всего будущий закон установит, что в обязательный перечень при совершении нотариального действия войдут все те действия, которые сегодня фактически совершаются нотариусом практически в каждом случае.

Это правовой анализ представленных документов, их проектов, полученной информации, консультирование по вопросам применения норм законодательства, изготовление документов, копий документов, скан-образов документов, отображений на бумажном носителе образов электронных документов и информации, полученной в том числе в электронной форме, и др., включая регистрацию совершенных действий в Единой информационной системе нотариата. Оплата этих действий будет входить в единый тариф, вместо существующей оплаты услуг правового и технического характера, к которым эти действия сегодня относятся. 

Законопроект предусматривает тарифную систему, состоящую из двух слагаемых: «федерального» и «регионального» тарифов. Федеральный тариф, как и сейчас, установлен в Основах законодательства РФ о нотариате и Налоговом кодексе.

Региональный тариф будет устанавливаться ежегодно отдельно для каждого субъекта РФ согласно экономически обоснованной формуле, утверждаемой Министерством юстиции РФ. Его задача — обеспечить соответствие полной стоимости нотариального действия его доступности гражданам, экономическим реалиям и особенностям социально-экономического положения регионов.

Одним из важным факторов для исчисления размера этого тарифа по каждому нотариальному действию является величина прожиточного минимума, ежегодно устанавливаемая для каждого из регионов.

Принцип нотариальной деятельности — ее самофинансирование исключительно за счет оплаты, взимаемой за совершение нотариальных действий.

То есть нотариус полностью несет за свой счет все расходы: оплачивает работу сотрудников, аренду помещения, компьютерную и техническую инфраструктуру, расходные материалы и так далее, включая обязательные расходы на страхование профессиональной ответственности и регулярное повышение квалификации. При этом он не является предпринимателем, так как совершает нотариальные действия от имени государства и не имеет права заниматься иной оплачиваемой деятельностью, а также менять размер взимаемой оплаты, которая строго регулируется законом. Напомним, что нотариус несет полную имущественную ответственность за свои действия, возмещая гражданам в полной мере ущерб, если он причинен по вине нотариуса.

Государством возложены на нотариат ответственные задачи защиты прав граждан в современных условиях.

Поэтому мощная нотариальная цифровая инфраструктура: Единая информационная система нотариата, различные публичные онлайн-сервисы и реестры, которыми бесплатно пользуются миллионы граждан, весь современный комплекс «электронного нотариата», также созданы и развиваются за счет средств нотариата, без каких-либо бюджетных затрат. И за счет средств нотариата осуществляют свою публичную функцию как Федеральная нотариальная палата, так и нотариальные палаты в каждом субъекте РФ. 

Новая единая тарифная система гарантирует и сохранение самообеспечения нотариальной деятельности, и доступность нотариальной помощи для всех граждан страны.

Нотариат должен обеспечить дальнейшую цифровизацию правовой сферы, жизненно необходимую для защиты прав граждан и бизнеса в новых форматах «цифровой экономики», создать там безопасные и удобные сервисы для удаленных и дистанционных действий, столь востребованных не только в будущем, но уже сегодня. Этим задачам как раз отвечает региональный тариф. 

Ранее эти вопросы обсуждались в Совете Федерации на круглом столе «Актуальные вопросы организации системы нотариата, формирования стоимости услуг, финансового обеспечения деятельности и ответственности нотариусов», организованном совместно Комитетом Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам и Комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, по итогам которого были приняты соответствующие рекомендации. 

Как отметил президент ФНП Константин Корсик, «Инициатива сенаторов призвана решить вопрос устранения явных диспропорций, когда в течение более чем 15 лет деятельность небюджетного нотариата обеспечивалась в первую очередь за счет оплаты услуг правового и технического характера.

Двухкомпонентная тарифная система, которую планируется установить законом, решает все основные задачи: контроль со стороны государства и доступность нотариальных действий для граждан, самофинансирование нотариальной деятельности и ее дальнейшего развития, соответствие реальной стоимости нотариального действия экономическим реалиям конкретных регионов».

Госдуме предлагают вывести нотариат из-под юрисдикции ФАС и резко повысить нотариальные тарифы — новости Право.ру

Группой депутатов Комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству во главе с его председателем Владимиром Плигиным сегодня внесен в ГД законопроект, фактически выводящий российский нотариат из-под юрисдикции Федеральной антимонопольной службы, сообщается в материалах палаты.

Напомним, что ФАС, в частности, признала положение дел в нотариате одной из проблем для развития конкуренции в РФ, включив ее в ежегодный доклад о состоянии конкуренции (подробнее о противостоянии ФАС и органов нотариата читайте в «Право.Ru» здесь и здесь).

Законопроектом, в частности, предлагается, внести в Основы законодательства РФ о нотариате положение о том, что «законодательство  об  ограничении  монополистической  деятельности  не применяется  к  отношениям,  связанным  с  оплатой  за  совершение  нотариальных действий  и  оказание  нотариусами  услуг  правового  и  технического  характера». А кроме того, «конкуренция  между  нотариусами,  основанная  на  изменении  размеров нотариального  тарифа  за  совершение  нотариальных  действий  и  оказание  услуг правового и технического характера, не допускается». 

Авторы законодательной инициативы считают, что с учетом специфики нотариальной деятельности и публично-правового статуса нотариуса, он не может рассматриваться как хозяйствующий субъект, а потому «действие ФЗ «О защите конкуренции» не может распространяться ни на нотариусов, занимающихся частной практикой, ни на нотариальные палаты субъектов РФ».

Также инициаторы законопроекта отмечают, что размеры нотариальных тарифов и государственной пошлины, предусмотренные ст.333.24 Налогового кодекса РФ и ст.22.

1 Основ законодательства РФ о нотариате, «уже в момент их принятия не были соразмерны производимым затратам», за прошедшие с тех пор более 8 лет не изменялись и «фактически в 2-3 раза менее реально существующих расходов нотариальной конторы».

«По большинству существующих тарифов, установленных в твердых суммах, потребность в их повышении составляет от 5 до 10 раз», — делают вывод депутаты. 

В Основах  законодательства РФ о нотариате предлагается закрепить следующие размеры нотариального тарифа: 1) за удостоверение брачного договора — 3000 рублей; 2) за удостоверение соглашения об уплате алиментов, кроме соглашения, предусматривающего передачу недвижимого имущества в качестве алиментов, — 1500 рублей; 3) за удостоверение соглашения о расторжении договора (соглашения), если предмет соглашения не подлежит оценке, — 1500 рублей; 4) за удостоверение иной сделки, предмет которой подлежит оценке, в зависимости от оценки предмета сделки: до 1000 000 рублей включительно — 0,5 процента от оценки предмета сделки, но не менее 2500 рублей; свыше 1000 000 рублей до 10 000 000 рублей включительно — 5000 рублей плюс 0,3 процента оценки предмета сделки, превышающей 1000 000 рублей; свыше 10 000 000 рублей — 32 000 рублей плюс 0,2 процента оценки предмета сделки, превышающей 10 000 000 рублей; 5) за удостоверение иного договора (соглашения), предмет которого не подлежит оценке, — 3000 рублей; 6) за удостоверение завещания, содержащего завещательный отказ или завещательное возложение, или назначение исполнителя завещания — 1500 рублей; 7) за удостоверение иного завещания — 1000 рублей; 8) за принятие закрытого завещания — 2500 рублей; 9) за вскрытие конверта с закрытым завещанием и оглашение закрытого завещания — 2500 рублей; 10) за удостоверение доверенности на право управления и (или) распоряжения имуществом — 1500 рублей; 11) за удостоверение иной доверенности — 1000 рублей; 12) за удостоверение иной односторонней сделки, предмет которой не подлежит оценке — 1000 рублей… 14) за свидетельствование верности перевода документа с одного языка на другой — 300 рублей за одну страницу перевода документа; 15) за совершение исполнительной надписи об обращении взыскания на заложенное недвижимое имущество — 0,5 процента от взыскиваемой суммы, но не менее 10 000 рублей; 16) за совершение иной исполнительной надписи — 0,5 процента от взыскиваемой суммы, но не менее 1000 рублей; 17) за принятие на депозит денежных сумм или ценных бумаг — 0,5 процента принятой денежной суммы или рыночной стоимости ценных бумаг, но не менее 500 рублей за каждого кредитора; 18) за свидетельствование подлинности подписи — 500 рублей; 19) за принятие мер по охране наследства — 3000 рублей; 20) за выдачу свидетельства о праве на наследство по закону и по завещанию, в зависимости от стоимости наследственного имущества: до 1000 000 рублей включительно — 0,5 процента от стоимости имущества, но не менее 1000 рублей; свыше 1000 000 рублей — 5000 рублей плюс 0,25 процента от стоимости имущества, превышающей 1000 000 рублей и т.д.

С текстом законопроекта № 293340-6 «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, Закон Российской Федерации «О залоге» и часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» можно ознакомиться здесь.

Можно ли вывести нотариат из серой зоны российского права

23.04.2021 10:23:00

Цифровизация должна расширить пространство, недоступное воздействию коррупции

Цифровизация всех сфер нашей жизни носит глобальный характер. И Российская Федерация демонстрирует поступательное движение по формированию новой реальности. Пандемия лишь придала этому процессу дополнительные скорости.

Не случайно в кабинете Михаила Мишустина появляется позиция вице-премьера «по цифровой экономике», которую сегодня занимает Дмитрий Чернышенко.

Очевидно, что развитие электронных госуслуг позитивно влияет и на эффективность работы многочисленных служб, и на формирование постоянно расширяющейся зоны недоступной воздействию коррупции.

Среди тех, на ком отразится вступление в эпоху «цифры» — старинный институт нотариата. Защищенная государством уникальная электронно-цифровая подпись гражданина постепенно изживает витиеватые росчерки и печати нотариусов.

Наши подписи и копии может заверить отдел кадров по месту работы, выписки из домовой книги и копии ФЛС визируются в соответствующих центрах по месту жительства. Всё вышеназванное имеет одинаковую юридическую силу с нотариальным заверением.

Читайте также:  У меня в договоре прописано, что 17 числа я должна оплатить, я оплачиваю, предоставляю чеки, на что мне говорят, что просрочка все равно будет идти пока не поступят деньги. В этом случае они правы?

Более того, распискам и доверенностям в простой письменной форме суд придает одинаковую значимость наряду с теми же бумагами, составленными и подписанными в присутствии нотариуса. И так далее, и тому подобное.

Получается, что нотариат становится своего рода атавизмом, рудиментом прошлых эпох, когда документы о праве собственности писались на пергаменте. А основой наследования служило завещание, хранившееся у нотариуса.

Понятно, что подобное положение устраивает далеко не всех. В настоящее время в Госдуме рассматривается законопроект о «цифровом нотариате», который, судя по публикациям в СМИ, например, на отраслевом портале «Право.

ру», лоббируемый Константином Корсиком, главой Федеральной и Московской нотариальных палат.

В соответствии с этим законопроектом нотариусы остаются незаменимыми и обязательными фигурами в правовой жизни государства и граждан, хотя ряд услуг будет предоставляться удаленно.

Большинство российских нотариусов являются частнопрактикующими, они объединены в нотариальные палаты – аналог НКО. Основная функция отечественного нотариата – регистрация и визирование юридических документов.

И здесь, в рамках предлагаемого законопроекта, возникает ситуация, когда государство обязывает граждан обращаться за платными юридическими услугами к частным специалистам, приобретшим у него лицензию.

То есть, к откупщикам.

Это еще не все. В силу несовершенства правовых норм, нотариусы не всегда несут ответственность за свои профессиональные действия. Ни за ошибочные, ни за преступные.

Например, в последнее время по результатам ряда инициированных депутатами Госдумы проверок, появились реестры удивительных нотариальных кейсов.

В их числе бывают удостоверения документов с высокими правовыми рисками, подготовка документов на недвижимость без учета актуальных данных ЕГРН в части запретов и арестов, она же без учета данных в части уже зарегистрированных прав (двойные подачи) и многое другое.

Эзопов язык аналитических выкладок можно перевести на русский очень просто: перед нами процесс, похожий на юридическое сопровождение «черного риэлторства»: именно в его поле необходимы подобные деяния. А ведь Константин Корсик является ещё и членом Общественного совета Росреестра. 

В советское время нотариат выполнял скромные регистраторские функции. Его значимость резко выросла в девяностые годы прошлого века, когда махровым цветом цвели практики криминального отъёма движимого и недвижимого имущества.

Тогда же лоббистским группировкам удалось продавить гуттаперчевые правовые нормы, позволяющие нотариусам абсолютно в любых случаях перебрасывать ответственность от себя к заказчикам, госорганам, к кому угодно, а самим оставаться в стороне.

Сегодня отечественный нотариат больше походит на закрытую корпорацию, связанную круговой порукой. 8000 человек на всю страну. По таинственности внутренней жизни ее можно сравнить, пожалуй, лишь с ритуальным бизнесом. Сора из избы не выносит никто. На выборах руководителей голосуют дружно, новичков принимают в свою среду также фактически единогласно – можно только догадываться почему.

Между тем, поинтересоваться можно очень многим.

И странной запараллеленной структурой московской и федеральной нотариальных палат под единым руководством, и своеобразными обстоятельствами ряда квалификационных экзаменов, и тем, были ли серьезно наказаны лица, заверявшие сомнительные сделки, и, самое главное, теми, кому именно выгодно любой ценой сохранить для себя «островок безопасности» в лице иногда сговорчивого и ловкого нотариуса.

В рамках обсуждения законопроекта о цифровом нотариате необходимо не только признать недопустимость попыток монополизировать рынок регистрации имущества и сделок кастой сертифицированных откупщиков-нотариусов.

Представляется, что основной задачей данного закона должно стать четкое определение границы ответственности нотариусов, в том числе уголовной, за подтасовки при подаче, подготовке, заверении документов, за пособничество криминалу, за использование в корыстных целях персональных данных. Очевидно, что курирующий нотариат Минюст не обеспечивает должного механизма правового контроля. А идея, что контролировать себя будет руководство Палаты, вызывает пока грустный смех.

Конечно, какая-то часть нотариальных заверений сохранится, но почему бы это не производить через личный кабинет на сайте Госуслуг или в замечательно зарекомендовавшей себя службе одного окна МФЦ. Хотя хочется верить, что беспристрастный электронный нотариус, находящийся в исключительном ведении государства, уже скоро окончательно закроет все возможности для махинаторов.

Фас в сми: фас: правовые и технические услуги нотариусов — предпринимательство

Федеральная антимонопольная служба решила, что российские нотариусы, вопреки закону, занимаются предпринимательством и более того, ограничивают конкуренцию. Нарушителями, по мнению ФАС, они стали потому, что берут с клиентов дополнительную плату за правовые и технические услуги по тарифу, установленному региональной нотариальной палатой.

Антимонопольщики настаивают, что такие услуги не являются публичными функциями и не осуществляются от имени государства, а потому нотариусы должны конкурировать друг с другом. К такому заключению ФАС пришла во время спора с Московской городской нотариальной палатой о законности проверки последней на соблюдение закона «О защите конкуренции».

Пока МГНП в суде доказывала, что в апреле ФАС стала незаконно проверять ее на соблюдение закона о защите конкуренции и, в частности, интересовалась тарифами на услуги правового и технического характера (ПТХ), антимонопольщики собрали всю необходимую информацию и сделали выводы (дело А40-49279/2013). Только победа МГНП в Арбитражном суде Москвы и Девятом арбитражном апелляционном суде — суды сочли приказ ФАС о проверке незаконным — автоматически превратила в нелегитимные все выводы чиновников. Видимо, поэтому в ФАС не спешат обнародовать свои заключения. «[В ФАС] решили, что пока судебного решения в нашу пользу не будет, говорить о результатах проверки — преждевременно», — ответили в ФАС на запрос «Право.Ru» об итогах исследования. При этом там заверили, что намерены подавать и кассационную жалобу.

Тем не менее представление о выводах ФАС можно сделать на основе опубликованного на днях определения Девятого арбитражного апелляционного суда. Из документа следует, что ФАС обнаружила в работе нотариусов коммерческую составляющую, которая запрещена им Основами законодательства о нотариате.

По мнению чиновников, услуги правового и технического характера (ПТХ) не что иное как предпринимательская деятельность, так как они не являются публичными функциями и не осуществляются от имени государства. В связи с этим нотариусы могут конкурировать между собой в части оказания таких услуг, решили антимонопольщики.

А сейчас не конкурируют, так как нотариальные палаты устанавливают для своих нотариусов единые тарифы за правовую и техническую работу и конкуренция строжайше запрещена.

В МГНП четко отстаивают свою позицию и нарушение антимонопольного законодательства отрицают, следует из определения 9ААС. В первую очередь, там ссылаются на «Основы», которые запрещают нотариусам заниматься предпринимательской и иной деятельностью, кроме нотариальной, научной и преподавательской.

«Действия Палаты по установлению тарифов для нотариусов, носящие рекомендательный характер, не носят признаков нарушения антимонопольного законодательства», — говорили ее представители.

В МГНП подчеркивают, что «услуги ПТХ не носят гражданско-правового характера и деятельность по их оказанию не является предпринимательской, так как эти услуги оказываются в связи с нотариальным действием и не могут быть оказаны отдельно».

Кроме того, юристы МГНП ссылаются на «Основы», которые «исключают возможность осуществления нотариальной деятельности на основе принципов свободы конкуренции, свободы предпринимательства».

Юрист из адвокатского бюро «Линия права» Алексей Костоваров соглашается с тем, что ФАС обнаружила нарушения в работе Московской городской нотариальной палаты. «Полагаю, что ФАС России усматривает в действиях МГНП нарушение антимонопольного законодательства, о чем свидетельствует позиция представителя антимонопольного органа в указанном деле, — говорит он.

— Да и ранее представители ФАС неоднократно говорили о наличии проблем с соблюдением антимонопольного законодательства в сфере нотариата (например, доклад о состоянии конкуренции за 2012 год — тогда ФАС одной из проблем называла наличие согласованной ценовой политики нотариусов в части установления региональными нотариальными палатами единых тарифов на услуги ПТХ — ред.)».

Костоваров отмечает, что «с сугубо правовой точки зрения сложно не согласиться с выводами антимонопольного ведомства» и в части оказания услуг ПТХ «конкуренция однозначно быть должна». «Услуги ПТХ представляют собой не что иное, как типичные юридические услуги, — рассуждает он.

— Говорить, что они оказываются в рамках реализации публичных функций, не совсем корректно. Следует различать нотариальные действия, перечень которых строго определен законом и которые действительно совершаются как действия публичного характера, и указанные услуги, имеющие частно-правовой характер».

Однако, сетует он, Верховный и Конституционный суды, на чьи акты сослался арбитражный суд, толкуют закон о нотариате по-другому, что и предопределило результат дела. При этом Костоваров отмечает, что, по его мнению, «услуги частно-правового характера вообще не должны оказываться лицом, осуществляющим публичные функции».

«Сложно себе представить, например, судью, предлагающего проконсультировать за плату сторону в процессе или предлагающего составить жалобу на собственное решение», — говорит юрист из «Линии права».

Читайте также:  Добрый вечер,у моего сына условная судимость за кражу.срок 1.5года с 5.03.2013 до 5.09.2014 на протяжении всего времени он не нарушал дисциплину,отмечался вовремя и имел хорошие характеристики?

Оценивать значение предпринятых ФАС попыток «навести порядок» в нотариальной сфере, считает Костоваров, скорее следует через призму обсуждения проекта нового закона о нотариате.

В законопроекте нотариусам запрещается брать с клиентов деньги за правовую и техработу, но разрешается — взыскивать за подготовительную работу по тарифу, который установит «орган государственной власти», а не нотариальные палаты.

«В этом случае действия антимонопольного органа можно в какой-то степени рассматривать как показатель назревших проблем в нотариате, оправдывающий необходимость соответствующих реформ и принятие нового закона», — отмечает юрист.

Нотариусы обязаны соблюдать решения нотариальной палаты по взиманию платы за оказание услуг правового и технического характера и не вправе самостоятельно изменять ее размер

ФНП от 20.11.2017 N 5083/03-16-3

ФНП отмечается, что нотариусы самостоятельно несут все необходимые расходы, без которых является невозможным осуществление нотариальной деятельности, в частности, расходы на аренду помещения под нотариальную контору, заработную плату работникам, отчисления во внебюджетные фонды, страхование своей профессиональной деятельности, на приобретение и обслуживание оргтехники, приобретение лицензионного программного обеспечения, членские взносы, канцелярские принадлежности и прочее.

Основами законодательства РФ о нотариате нотариусам предоставлена возможность взимания помимо нотариального тарифа платы за оказание услуг правового и технического характера, которая является одним из источников, позволяющих финансировать нотариусам свою профессиональную деятельность самостоятельно. К услугам правового и технического характера относятся, в частности, составление нотариусом проектов сделок, заявлений и других документов, изготовление копий документов и выписок из них, разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий.

Изменениями, внесенными в Основы Федеральным законом от 03.07.

2016 N 332-ФЗ, ежегодное установление обязательных для применения нотариусами размеров платы за оказание услуг правового и технического характера отнесено к полномочиям нотариальных палат.

Несоблюдение решений нотариальной палаты по взиманию платы за оказание услуг правового и технического характера является дисциплинарным проступком, за виновное совершение которого следует дисциплинарная ответственность нотариуса.

  • Следовательно, освобождение лиц, обратившихся за совершением нотариального действия, от оплаты услуг правового и технического характера в нарушение соответствующего решения органа управления нотариальной палаты, по мнению ФНП, может являться основанием для применения к нотариусу мер дисциплинарного взыскания в соответствии с Кодексом профессиональной этики нотариусов в РФ.
  • Кроме того, обращается внимание на то, что ситуация, при которой отдельные нотариусы субъекта РФ при совершении нотариальных действий систематически не взимают плату за оказание услуг правового и технического характера, ставит их в неравное положение с другими нотариусами региона, что является недопустимым.
  • Перейти в текст документа »
  • Больше документов и разъяснений по коронавирусу и антикризисным мерам — в системе КонсультантПлюс.
  • Зарегистрируйся и получи пробный доступ

Дата публикации на сайте: 27.11.2017

Поделиться ссылкой:

В каких случаях можно не платить нотариусу за дополнительные услуги

Профиль автора

Мужчина из Балашихи обратился к нотариусу. Между ними произошел примерно такой диалог:

— Здравствуйте! Мне нужно, чтобы вы удостоверили мою подпись на одном документе.— Здравствуйте! На каком?— Я хочу оформить возражения против изменений, которые вносятся в устав одной фирмы. Я уже сам все заполнил и распечатал, осталось только засвидетельствовать мою подпись. Вот, держите.

— Хорошо, с вас тысяча рублей.— Как тысяча? По закону госпошлина за удостоверение подписи — сто рублей.— Да, госпошлина — сто рублей. Но еще вы должны заплатить за услуги правового и технического характера. Итого получается тысяча рублей.— Но я не прошу оказывать мне никакие услуги.

Мне нужно только удостоверить подпись.

— Тогда ничем не могу помочь. Пока вы не оплатите услуги правового и технического характера, я не смогу засвидетельствовать вашу подпись. Вот, возьмите письменный отказ.

Мужчина не хотел платить нотариусу за дополнительные услуги и обратился в суд, чтобы отказ в совершении нотариального действия признали незаконным.

В итоге нотариус отказалась удостоверять мою подпись, пока я не оплачу дополнительные услуги. Считаю, что это незаконно, и прошу обязать нотариуса засвидетельствовать мою подпись без дополнительной платы.

Мужчина говорит, что не просил оказывать дополнительные услуги, но без этих услуг невозможно сделать то, что он просит.

Чтобы удостоверить подлинность подписи, я должна прочитать весь документ, посчитать количество листов, проверить, все ли в этом документе соответствует закону.

Это и есть услуги правового и технического характера. За них взимается плата в соответствии с установленным тарифом.

Я сделала все по закону, прошу в иске отказать.

Иногда можно обойтись и без судаМы пишем в том числе и об этом. Подпишитесь на рассылку, чтобы узнать, как защищать свои права без судов

Районный суд:

Дело № 2-1790/2019

Нотариус, совершая нотариальное действие, обязан обеспечить его законность, соблюсти правила ведения делопроизводства, разъяснить клиенту права и обязанности, предупредить о последствиях. Это не услуги правового и технического характера, а обязанность любого нотариуса. Брать за это дополнительную плату нельзя.

Кроме того, в законе вообще нет такого основания для отказа в совершении нотариального действия, как отказ заявителя от оплаты услуг правового и технического характера.

Мы считаем, что нотариус незаконно отказала истцу в удостоверении его подписи. Пусть удостоверит подпись и не взимает никакой дополнительной платы.

Нотариус обжаловала решение в областном суде.

Областной суд

Дело № 33-30318/2019

Решение коллег из районного суда законно и обоснованно. Нотариус обязана засвидетельствовать подлинность подписи без оплаты дополнительных услуг.

Это решение нотариус снова обжаловала. Также жалобу на решение подала ассоциация нотариусов «Московская областная нотариальная палата».

Кассационный суд

Дело № 88-3125/2020

Решения коллег из районного и областного судов абсолютно законны.

Жалобу ассоциации нотариусов оставляем без рассмотрения, потому что эти решения, вообще-то, не затрагивают права или обязанности ассоциации.

Нотариус решила идти до конца и подала жалобу в Верховный суд РФ.

Верховный суд:

Определение ВС № 4-КГ20-29-К

Проверим еще раз все обстоятельства дела.

Мужчина обратился к нотариусу за совершением нотариального действия — свидетельствования подлинности подписи на документе. Нотариус попросила заплатить за это 1000 Р. Из них 100 Р — нотариальный тариф, а 900 Р — стоимость услуг правового и технического характера. Указанные услуги не были оплачены, и нотариальное действие совершено не было.

Мужчина считает отказ нотариуса незаконным, потому что в услугах правового характера он не нуждался, а всю необходимую техническую работу сделал самостоятельно.

Нотариус возражает против иска. Она ссылается на изменения в законе о нотариате, согласно которым плата за услуги правового и технического характера — это неотъемлемая часть платы за любое нотариальное действие.

Действительно, в закон были внесены такие изменения. Нотариусы имеют право брать деньги за услуги правового и технического характера. Например, за правовой анализ представленных документов, консультации по вопросам применения норм законодательства, изготовление копий и так далее.

Но не все нотариальные действия требуют от нотариуса дополнительных усилий. Могут быть ситуации, когда всю работу клиент уже сделал сам. В этих случаях требовать, чтобы клиент оплатил дополнительные услуги, нельзя.

Если же нотариальное действие невозможно выполнить без услуг правового и технического характера, нотариус должен объяснить клиенту, в чем их необходимость.

Клиент может выбрать: заплатить за них нотариусу или сделать все самому.

В этом деле суды установили, что нотариус не предложила мужчине какие-либо действия, которые можно было бы отнести к услугам правового или технического характера. Для удостоверения подписи на уже заполненном бланке оказывать такие услуги не требовалось.

Решение районного, областного и кассационного судов оставляем в силе. Отказ нотариуса в совершении нотариального действия признаем незаконным.

Такая позиция была у судов и раньше. Но после внесения изменений в основы законодательства о нотариате нотариусы стали ссылаться на эти изменения и требовать безусловной оплаты дополнительных услуг. Определение Верховного суда подтверждает, что ничего принципиально нового в законе не появилось.

Четко различить часть нотариального действия и услуги правового и технического характера по-прежнему очень сложно. Консультации можно расценить как обязательную работу нотариуса в рамках его функции, а можно — как дополнительную работу правового характера. Так написан закон. Нотариусы этим пользуются, учитывая, что в условиях пандемии и нехватки времени мало кому захочется разбираться.

Для нотариуса дополнительные услуги — это источник дохода. Чем больше услуг он окажет, тем больше заработает. Но для клиента эти услуги добровольны.

Если вы принесли нотариусу готовые копии документов и хотите только их заверить, нотариус не может требовать оплатить еще какие-либо дополнительные услуги. А вот если копии снял нотариус, то заплатить придется.

Нотариус не имеет права просто сказать: «С вас десять тысяч». Он должен объяснить, из чего сложилась эта сумма, что из этого обязательная плата, а что — дополнительная.

Фнп от 20.11.2017 n 5083/03-16-3

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НОТАРИАЛЬНАЯ ПАЛАТА

ПИСЬМО

от 20 ноября 2017 г. N 5083/03-16-3

Федеральная нотариальная палата, учитывая актуальность вопроса о правомерности взимания нотариусами платы за оказание услуг правового и технического характера при совершении любого нотариального действия, экономической обоснованности действующих размеров платы за их оказание, а также о составе услуг правового и технического характера, полагает необходимым разъяснить следующее.

Важно отметить, что нотариальная деятельность в Российской Федерации является особым видом юридической деятельности — осуществляется от имени государства, носит публично-правовой характер и связана с защитой прав и законных интересов граждан и юридических лиц (статья 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате; далее — Основы), нотариально оформленные документы обладают особой доказательственной силой (статья 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), что предопределяет публично-правовой статус нотариуса.

Читайте также:  Могу ли я составить генеральную доверенность на продажу дома? При условиях: дом в собственности у моей мамы. Документы о собственности у меня, отправив ей документ в электронном виде, чтоб она составила там доверенность и отправила ее мне в электронном виде. Как поступить в данной ситуации?

Нотариат является частью публично-правовой системы оказания квалифицированной юридической помощи. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 48) каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи.

Правовая помощь, оказываемая нотариусом, не носит формализованного характера, поскольку основная задача нотариуса при совершении нотариальных действий это обеспечение бесспорности соответствующего факта или права.

При наличии оснований, предусмотренных статьей 48 Основ, в частности, если сделка не соответствует требованиям законодательства или совершение нотариального действия противоречит закону, нотариус обязан отказать в совершении нотариального действия или же отложить его совершение в связи с необходимостью получения дополнительной информации.

Согласно статье 1 (абзац шестой) Основ нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.

Вопросы оплаты нотариальных действий регулируются Налоговым кодексом Российской Федерации (глава 25.3) и Основами (статьи 22 и 22.1).

Нотариусы осуществляют свою деятельность на принципе самофинансирования.

Как следует из статьи 23 Основ, источником финансирования деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, являются денежные средства, полученные им за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера, другие финансовые поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Следует учитывать, что нотариусы самостоятельно несут все необходимые расходы, без которых является невозможным осуществление нотариальной деятельности, в частности, расходы на аренду (приобретение) помещения под нотариальную контору, заработную плату работникам нотариальной конторы, отчисления во внебюджетные фонды, страхование своей профессиональной деятельности, на приобретение и обслуживание оргтехники, приобретение и обновление лицензионного программного обеспечения, членские взносы, канцелярские принадлежности и прочее.

Основами нотариусам предоставлена возможность взимания помимо нотариального тарифа платы за оказание услуг правового и технического характера, которая является одним из источников, позволяющих финансировать нотариусам свою профессиональную деятельность самостоятельно (статьи 15, 23).

Из содержания статьи 15 Основ можно сделать вывод, что к услугам правового и технического характера относятся, в частности, составление нотариусом проектов сделок, заявлений и других документов, изготовление копий документов и выписок из них, разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий. При этом следует отметить, что составление проектов документов в нотариальной практике является сложным, трудоемким, интеллектуальным процессом, для достижения положительных результатов которого нотариусу требуется применить свои юридические знания и затратить значительное количество времени.

Помимо подготовки нотариусом проектов документов (договоров) к услугам, составляющим правовую и техническую работу, относятся такие действия нотариуса, как редактирование проектов документов, представленных лицами, обратившимися за совершением нотариальных действий, розыск документов, составление соответствующих запросов, выполнение набора текста нотариального документа, перевод его в машиночитаемый вид, если это необходимо для совершения нотариального действия, а также другая работа, не входящая в состав какого-либо нотариального действия.

Перечисленные действия не относятся к нотариальным, но непосредственно связаны с их совершением и требуют определенных временных и финансовых затрат. При этом без осуществления таких услуг невозможно совершение нотариального действия.

Данный вывод подтверждается существующей судебной практикой (Апелляционное определение Московского городского суда от 10 мая 2017 г.

по делу N 33-14785/2017; Апелляционное определение Свердловского областного суда от 11 ноября 2016 г. по делу N 33-19702/2016; от 8 ноября 2016 г.

по делу N 33-19386/2016; Апелляционное определение Ульяновского областного суда от 15 августа 2017 г. по делу N 33-2922/2017 и ряд других судебных постановлений).

Представляется, что размер платы за услуги правового и технического характера складывается не из конкретных действий нотариуса по оказанию таких услуг, а из совокупности указанных факторов, оказывающих значительное влияние на формирование системы расчета платы за услуги правовой и технической работы, и в том числе, затрат на осуществление нотариальной деятельности, обусловленных хозяйственной деятельностью нотариальной конторы.

Министерство финансов Российской Федерации в своем письме от 26 мая 2011 г. N 03-05-06-03/39 обратило внимание на то, что за выполнение таких действий, как оказание услуг правового и технического характера, должна взиматься плата с учетом себестоимости затрат на составление данных документов.

Кроме того, при взимании платы за оказание услуг правового и технического характера нотариус руководствуется не только требованиями статей 15, 22, 23, 25, 30 Основ, но и Порядком определения предельного размера платы за оказание нотариусами услуг правового и технического характера (утвержден решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 24 октября 2016 г., протокол N 10/16; далее — Порядок), решениями уполномоченного органа нотариальной палаты субъекта Российской Федерации (далее — нотариальная палата), а также положениями иных правовых актов, регулирующих указанные отношения.

Изменениями, внесенными в Основы Федеральным законом от 3 июля 2016 г.

N 332-ФЗ «О внесении изменений в статьи 188 и 189 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» (далее — Федеральный закон N 332-ФЗ), ежегодное установление обязательных для применения нотариусами размеров платы за оказание услуг правового и технического характера отнесено к полномочиям нотариальных палат.

Однако утверждаемые нотариальными палатами размеры платы за оказание услуг правового и технического характера, согласно Основам, не должны превышать экономически обоснованных размеров платы за оказание таких услуг, установленных Федеральной нотариальной палатой для каждого субъекта Российской Федерации в соответствии с Порядком, который предусматривает взимание платы за оказание услуг правового и технического характера по видам нотариальных действий.

Следует учитывать, что приведенные изменения в Основы приняты в целях урегулирования размера платы за оказание нотариусами услуг правового и технического характера при совершении нотариальных действий в зависимости от конкретного субъекта Российской Федерации и имеют своей целью, в частности, установление единообразной практики их взимания.

Принимая это во внимание, нотариусы обязаны соблюдать решения нотариальной палаты по взиманию платы за оказание услуг правового и технического характера и не вправе самостоятельно изменять размер данной платы (пункт 3.1.

11 Кодекса профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации, принятого Собранием представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации 16 ноября 2015 г. и утвержденного Министерством юстиции Российской Федерации 19 января 2016 г.

(далее — Кодекс профессиональной этики нотариусов); пункт 2.11 Порядка).

Несоблюдение решений нотариальной палаты по взиманию платы за оказание услуг правового и технического характера является дисциплинарным проступком, за виновное совершение которого следует дисциплинарная ответственность нотариуса (пункт 9.2.13 Кодекса профессиональной этики нотариусов).

Следовательно, освобождение лиц, обратившихся за совершением нотариального действия, от оплаты услуг правового и технического характера в нарушение соответствующего решения органа управления нотариальной палаты, по мнению Федеральной нотариальной палаты, может являться основанием для применения к нотариусу мер дисциплинарного взыскания в соответствии с Кодексом профессиональной этики нотариусов.

Кроме того, необходимо иметь в виду, что ситуация, при которой отдельные нотариусы субъекта Российской Федерации при совершении нотариальных действий систематически не взимают плату за оказание услуг правового и технического характера, ставит их в неравное положение с другими нотариусами региона, что является недопустимым, учитывая правовой статус института нотариата, обязанного обеспечить защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем организации их доступа к нотариальным услугам на равных условиях.

В отношении позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в определении от 1 марта 2011 г.

N 272-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Чераневой Антонины Афанасьевны на нарушение ее конституционных прав абзацем третьим части первой статьи 15 и частью первой статьи 23 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» разъясняющей, что предоставляемые нотариусами услуги правового и технического характера по своей сути являются дополнительными (факультативными) по отношению к нотариальным действиям, содержание которых определяется законодательством, необходимо отметить следующее.

Следует учитывать, что с момента принятия указанного определения законодательство, регулирующее нотариальную деятельность, претерпело существенные изменения, в частности, приняты вышеозначенные Федеральный закон N 322-ФЗ, организовывающий плату за оказание услуг правового и технического характера, Кодекс профессиональной этики нотариусов, предопределяющий обязательность исполнения нотариусами решений нотариальных палат по взиманию платы за оказание услуг правового и технического характера. При этом значительно расширены полномочия нотариусов, на которых возложен целый ряд дополнительных важнейших действий правового и технического характера, которые стали неотъемлемым элементом при совершении нотариального действия и могут совершаться непосредственно только нотариусом и его работниками, в числе прочих внесение сведений в единую информационную систему нотариата, запрос сведений, предусмотренных статьей 47.1 Основ и другие.

Таким образом, нотариусы при осуществлении своей профессиональной деятельности должны ориентироваться на положения действующего законодательства Российской Федерации.

Вице-президент

Федеральной нотариальной палаты

Ю.В.ИУТИН

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *